Мнение о фильме Человек из стали

мнение о фильме человек из сталиДанное кино явило миру очередную версию перезапуска культовой истории о супермене, наверное самом известном и популярном супергерое за всю историю человечества. Являясь поклонником данного персонажа, я просто не мог пройти мимо фильма "Человек из стали", хотя именно это новое видение иконы детства не совсем пришлось мне по душе по ряду весомых причин (в первую очередь как для человека уже старой школы), но обо всём по порядку.

Итак, суперменом в этот раз вплотную занялся известный режиссёр Зак Снайдер (Zack Snyder), о котором любой может вспомнить по фильмам "300 спартанцев", "Хранители" и "Запрещённый приём". Его видение получилось традиционно уникальным, стоящим особняком от прочих фильмов и сериалов о данном герое. Теперь общее повествование гораздо более мрачное и атмосферное, в нём можно узреть нотки обреченности и фатализма, что в некотором смысле удачно идёт "к лицу" супермену, теряя некую детскую сказочность, наигранность и, пожалуй, изначальную абсурдность всей задумки. Так же в фильме "Человек из стали" хочется отметить поразительную собранность и продуманность всего сюжета - нет тут провисаний, изнурительных монотонных диалогов и смотрится он на одном дыхании, несмотря на довольно внушителтный хронометраж. Но если бы всё было прям так хорошо и гладко, то наверное не собрались бы мы с вами тут "за чашечкой чая". Новое и более современное видение классики принесло с собой огромное количество проблем и спорных моментов, которые больнее всего ударят по зрителю, вырасшему на традиционном образе супермена. Современное поколение может уже никогда и не понять глубины посыла внутреннего мира героя, степени его ответственности, но главное - высоких моральных принципов, из которых в общем-то и состоит вся суть данной идеи. Я не могу сказать, что в "Человеке из стали" всего этого нет.. Но теперь этот посыл заметно исказился, а одним главнейшим основополагающим принципом супермена с точки зрения морали режиссёр и вовсе пренебрёг. Поэтому, данное кино лучше воспринимать в качестве эпичного "летнего блокбастера", и не искать тут скрытой философии вместе с хорошо проработанными образами, ведь они остались в каком-то далёком и недосягаемым прошлом, вместе с культурой и уровнем развития поколения, что несомненно грустно, но факт.

Я никогда не читал комиксов, просто данный жанр искусства не пришелся мне по вкусу и не нашел отклик. Но полагаю, что кинофильм "Человек из стали" (в отличие от других экранизаций) имеет очень много с ними общего и гораздо ближе по манере изложения. Можно даже сказать, что весь сеанс наблюдаешь на экране красочный и несомненно масштабный комикс. Хорошо это или плохо - решать каждому для себя. Мне же традиционно ближе вдумчивое и наполненное смыслом повествование, пусть и страдающее от отсутствия сочного визуального ряда ярких картинок, но более интересное и ценное в перспективе. Попробую рассмотреть все крупицы этого кино в отдельности и традиционно составить своё мнение о фильме Человек из стали.

Сюжет

Прост, доступен, а главное знаком любому ребенку. Ну кто не слышал истории о появлении супермена? С погибающей планеты Криптон семья дома "Эл" отправляет в капсуле своего новорождённого сына, дабы спасти от неминуемой смерти. человек из стали взрыв планеты криптонВскоре после отправления планета взрывается, а капсула с мальчиком приземляется близ маленького американского городка Смолвиль, где её обнаруживает бездетная семья Кентов. Они скрывают происхождение мальчика в страхе, что если мир людей узнает о нём, то навредит ему и не даст возможности спокойной жизни. Во время пребывания на земле у мальчика, внешне ничем не отличающегося от человека, начинают развиваться сверхспособности, делающие его фактически богом среди людей. Семья Кентов привила приёмному сыну Кларку самые лучшие созидательные качества, которые он позже использует для борьбы со злом, обличаясь в альтер-эго супермена и знаменитый сине-красный обтягивающий костюм с плащом. Именно эту сюжетную линию и подхватывает "Человек из стали", однако с большим акцентом не на прибытие и становление супергероя, а скорее на вынужденном противостоянии с главным протагонистом - криптонцем генералом Зодом и его отрядом. Кто смотрел старый фильм "Супермен 2", тот скорее всего узнает схожую историю, рассказанную на современный манер.

Как можно проследить из вышесказанного, остается лишь одна проблема: кино пытается охватить все и сразу, притом сделать это качественно. И конечно же терпит неудачу, т.к. мудрость истории учит нас на примере хорошей поговорки: "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь!". Похожая ситуация в своё время была с фильмом "Человек паук 3" от режиссера Сэма Рейми, который попытался впихнуть в фильм сразу трёх злодеев, в итоге ни одному из них не досталось достаточно экранного времени, а больше всех пострадал самый интересный на мой взгляд - Веном. Конечно "Человек из стали" не так сильно испортился и ничего особо не потерял, кроме пожалуй главного - формирование чёткого и понятного образа Кларка/супермена, который смог бы надолго запасть в душу зрителя и найти соответствующий отклик для сопереживания и максимального погружения в происходящее. Честно говоря, этого сильно не хватает, и главный герой воспринимается как "некто", кого мы до конца так и не узнали. Кто-то возразит и скажет: "Идея была в том, чтобы пропустить известную всем до боли историю становления супермена, которая не меняется вот уже на протяжении века, и уделить больше времени зрелищным баталиям, масштабным сражениям и непосредственному конфликту с использованием суперсил, который реализован просто блестяще, на твердую пятерку с плюсом!". Так-то оно так, за исключением нескольких возражений..

Главная претензия несформированного образа супермена: мы смотрим ПЕРЕЗАПУСК франшизы, и это ключевое слово, а значит мы наблюдаем на экране совсем иную версию и видение уже знакомого персонажа! Так в этой связи резонно узнать, каков этот новый Кларк/супермен? Что он из себя представляет? За что борется? И самое главное просто: какой он человек? Хочется узнать его побольше со всех сторон в рамках этой новой вселенной, но нам практически не дают такую возможность. Вспомнить хотя бы перезапуск "Бэтмена" от режиссера Кристофера Нолана, там данная формула учтена и работает, а становлению героя уделен скурпулезно весь первый фильм "Бэтмен: Начало". Вторая моя претензия: если создатели фильма так страстно хотели показать размах баталии и не прорабатывать персонажей, зачем тогда вообще нужен был "ремейк", ведь можно было снять очередное "продолжение", как было в случае с блестящим на мой вкус фильмом "Возвращение супермена". Там нас и то больше знакомили с Кларком Кентом, хотя оно и не требовалось. Вот такая серьезная проблема закралась в "Человека из стали", и она к сожалению не единственная. Вслед за главным героем, жертвами проработанности в угоду "экшену" и спецэффектам пали практически все второстепенные, не менее интересные персонажи. Фильм смотрится иногда так, буд-то бы появление знаковых героев лишь отмечено для галочки, но на этом данный персонаж не получает развития вовсе. В кадре по очереди появляется Лоис Лейн и другие работники "планеты", засветился даже доктор Гамильтон, известный многим по вселенной супермена, но от него осталось лишь имя и больше ничего. И так происходит практически со всеми, кто появляется в кадре - будто мы за 5 минут знакомства с ними должны прочитать всю их суть и сложную природу. Не выйдет, и это огромный минус фильма.

В остальном же развитие сюжета линейно и предсказуемо, подано "блюдо" легко и непринужденно, практически для детей, что лично мне очень понравилось, т.к. я не переношу излишнюю закрученность происходящего. Есть ещё одна приятная черта визуального повествования - это достаточная детальность проработки некоторых моментов, о которых раньше можно было только гадать. Так очень красочно и подробно нам показывается жизнь на криптоне в его последние мгновения. Из нее можно подчерпнуть уклад жизни криптонцев, высокоразвитый интеллект и упор на науку (хоть она и не смогла спасти планету от гибели). Можем наблюдать странную и явно инопланетную архитектуру всех зданий, дронов и даже увидеть каких-то драконоподобных существ в роли транспорта. человек из стали формы жизни на криптонеВ общем, жизнь на криптоне весьма многогранна и вызывает интерес сама по себе, я бы даже предположил, что она достойна отдельного фильма. Наконец-то нам выпала возможность приоткрыть завесу тайны над тем, как там все было и развернуть происходящее на криптоне более качественно, а не просто в сотый раз увидеть момент отправления Кал-Эла на землю в капсуле. Вот например интересный факт из жизни криптонцев: все их население рождено искусственно, путем выращивания биоматериала, в то время как Кал-Эл первый ребенок за долгое время, зачатый и родившийся естесственным путем. Подобным маленьким нюансам уделено много внимания, и это не может не радовать!человек из стали искусственное выращивание криптонцев

Сама по себе сюжетная линия проста до безобразия и знакома всем по фильму "Супермен 2". Тем, кто боится спойлеров, рекомендую дальше не читать. Опишу происходящее в фильме в двух словах: планета Криптон разрушается, т.к. её жители наивно и безрассудно черпали энергию из ядра собственной планеты (надо было додуматься, хотя деструктивная логика очень хорошо напоминает нас, людей). Перед самым крахом у семьи дома "Эл" рождается ребенок по имени Кал-эл. Отец-ученый предрекает будущее своей планеты и принимает решение спасти сына, отправив его на наиболее подходящую для жизни - Землю. В это же время происходит внутренний конфликт учёных с армией генерала Зода, в результате которого Джор-Эл погибает от руки самого генерала. человек из стали генерал зод и его армияЗод со всей своей командой попадает под трибунал и приговаривается к ссылке в фантомную зону. Вскоре после этих событий планета Криптон взрывается, ребёнок отправился на Землю в окружении обломков... Далее действо сразу переносит нас на Замлю: Кал-эл/Кларк уже взрослый, он ездит по свету в поисках себя, пока ещё не пользуясь своими способностями в открытую, но уже спасая людей от случая к случаю. Прошлое нашего героя показано в виде коротеньких и не очень информативных "флешбеков". Оттуда можно узнать: как Кларк ещё будучи ребенком научился контролировать свои суперспособности; как отец учил сына доброй морали и прививал высокие жизненные ценности, ставя перед лицом ответственности за использование такого грандиозного дара; человек из стали разговор отца с сыноми наконец нам показывают смерть Джонатана, которая показалась мне неимоверно глупой и абсурдной, но об этом чуть дальше. Уже в настоящем времени группа учёных находит на земле во льдах арктики инопланетный корабль. Находит его и Кларк, он активизиорует некую информационную био-сущность своего настоящего отца Джор-Эла, узнает своё происхождение и обнаруживает криптонский костюм со знаменитым символом "S" на груди, что по-криптонски означает "надежда". Реализация идеи с костюмом мне очень понравилась в этом фильме в сравнении с другими версиями историй о супермене. Идея в том, что костюм действительно являет собой часть наследия, олицетворяет криптонца, поскольку в начале фильма Джор-эл носил такой же. человек из стали супермен в новом костюмеТут же появляется вездесущая Лоис, она тоже интересуется пришельцем и кораблем, и там же она знакомится с Кларком, который её спасает от атаковавшего защитного дрона. Чуть позже к планете земля приближаются корабли с генералом Зодом и его отрядом. Они каким-то образом сумели выбраться из фантомной зоны и прилетели на сигнал корабля, который активировал Кларк. Генерал Зод полон злобы по отношению к сыну своего заклятого врага, и намеревается превратить землю в "новый Криптон" с помощью специальных терраформаторов. человек из стали терраформаторы нового криптонаСилы земли никак не могут остановить эту непобедимую армию "богов", и только супермен может спасти людей, которые так ему дороги. Вторая половина фильма как раз-таки и показывает нам масштабное противостояние Зода и супермена. Кларку удается переломить ход сражения в свою пользу, он хватает и обездвиживает Зода, но тот угрожает убивать людей, понимая единственную моральную слабость нашего героя. И тогда супермену ничего не остается, кроме как убить своего врага, окончательно избавляя жителей земли от неминуемой гибели. Вот и всё происходящее в фильме.

Размышляя о сюжете, невозможно не вспомнить и о других проблемах, помимо тех, что я уже успел обозначить. Во-первых, в глаза бросается невероятная тупость поступков и мотивации отдельных героев, в частности отца Кларка - Джонатана. Возможно многие увидят в его смерти некий глубинный смысл и мораль, но я лично вижу абсурд и недоумение. В сцене гибели Джонатана семья Кентов едет куда-то на машине и встречают на своем пути гигантский торнадо. Джонатан, вместо того, чтобы попросить Кларка помочь окружающим людям, просит наоборот сына не вмешиваться, и сам пытается спасать всех. Для начала это уже очень глупо, ведь даже если он боялся раскрытия секрета Кларка, то ему не обязательно было пользоваться прилюдно своими способностями, а достаточно было просто помочь нуждающимся в роли обыкновенного человека, ведь ему ничего не угрожает, а вот его отец очень даже смертный. Но идиотия на этом не заканчивается: Джонатан застревает в машине, выбравшись откуда понимает, что он не успевает спастись и показывает жестом Кларку издалека, что спасать его не нужно! человек из стали странный поступок джонатанаТаким образом и встречает свою нелепую смерть. Фильм кое как пытается объяснить это происшествие в дальнейшем, но объяснение не выдерживает критики. Кларк сам говорит: "Отец считал, что мир ещё не готов был в тот момент узнать обо мне". Ну и чушь! Получается, что Джонатан пожертвовал жизнью, чтобы просто отсрочить появление супермена, но что бы это изменило, появись он на несколько лет раньше? Затем Кларк мог проигнорировать просьбу отца и всё-равно спасти его, если бы он был ему действительно дорог. Но не спас... И наконец, он опять же мог попытаться что-то предпринять без использования суперсил, или хотя бы выдумать какое-то объяснение происходящему. Но нет! Жизнь отца не дороже своего глупого секрета. Я не вижу этому эпизоду нормального объяснения. Любящий Кларк сделал бы всё, что в его силах, дабы сохранить жизнь самого близкого ему человека.

Во-вторых, самый большой феил, погубивший весь фильм, и главным образом самого супермена конкретно в этой вселенной. Многие фанаты знают о чем я говорю, а именно об эпизоде убийства Суперменом своего врага, генерала Зода. Как известно, супергерои из комиксов никого никогда не убивают, и причина тому не какая-то прихоть или пафос, а глубокая и вдумчивая философия, построенная на принципах истинного добра и справедливости. И так уж получается, что имеющий возможность изменить уклад жизни людей на планете как никто другой должен осознавать степень ответственности за свои поступки и деяния. Потому-то супермен с его практически богоподобными силами воспитан в согласии с жёсткими моральными принципами и по собственной воле чтит людские законы, являющиеся сдерживающим фактором, опускающим его в некотором смысле до уровня любого простого человека. Высокая мораль и стойкие принципы - вот та неотъемлемая и единствнная составляющая настоящего героя, истинного супермена, каким он существует по крайней мере в моих глазах. Именно эти качества героя, что уж скрывать, во многом повлияли на меня в детстве и сформировали таким человеком, какой я есть сейчас. Конечно, именно этот образ я и искал в новом фильме про любимого персонажа, ведь без него никакого супермена не существует, остается лишь плоская картинка. В фильме были попытки показать формирование классических принципов: были видны они и в воспитании отца в попытках осознать ответственность за свой дар и не поддаваться воле агрессии, была видна и попытка показать нечто важное в сцене смерти Джонатана, хотя как я и говорил ранее - получилось нелепо в итоге. Но всё перечеркнул эпизод в конце фильма, где лицом к лицу пришлось столкнуться с действительно новой вселенной супермена и с его сильно искаженным образом. Момент, когда он сворачивает шею Зоду и пусть наглядно страдает, но всё же совершает убийство - он перечеркивает всё и светлый образ идеализированного добра из детства умирает, захлёбываясь в луже собственных кровавых слёз.

В момент, когда супермен совершает убийство - он сам становится убийцей и формально встаёт выше другого существа. После этого эпизода фильм лично для меня умер. Нового супермена можно воспринимать как красивую картинку или как пустышку, но относиться к нему хоть сколько-то серьезно или считать полноценной частью вселенной лично у меня не получится уже никогда, ведь он покусился на самое святое, что пряталось в глубине самой идеи и стояло пусть не совсем очевидно, но всё же у истоков зарождения персонажа как такового. Жаль, но современные детишки уже не смогут понять смысла моих слов, а значит по-настоящему добрых, честных и справедливых идеалов в мире остается всё меньше и в будущее смотреть не хочется. Кому интересно познакомиться со всей степенью важности моральных принципов супергероя, рекомендую посмотреть старенький и забытый сериал "Супербой", где несколько серий целиком и полностью посвящены данной проблеме.

В остальном сюжет очень неплох и максимально старается приблизиться к канонам, но озвученные проблемы столь глобальны и серьёзны, что рушат самое ценное - фундамент всей величественной постройки под названием "Человек из стали".

Суперсилы Кал-Эла

В каждой инкарнации истории о супермене меня особо интересует вопрос реализации его суперспособностей и то, как это показано нам, зрителям. Почему это может быть интересно? Ответ прост: очень хочется почувствовать себя "в шкуре" легендарного героя, и хоть на секундочку представить, каков мир его несокрушимыми глазами. Хочется представить, какой была бы жизнь с такими способностями в его качестве. И не терпится облачить эти силы физическими законами, добавив им реализма. Ведь природа их именно такова, изначально создатели супермена проводили аналогии с настоящими насекомыми, способными поднять вес во много раз больше собственного, это вовсе не фантастика. человек из стали местами полёт супермена очень изященКак бы то ни было, вопрос суперспособностей очень интригует и волнует, хоть набор их у героя остается в целом неизменным. Больше всего мне понравилось, как были продемонстрированы силы супермена в фильме "Возвращение супермена". На мой взгляд, они были показаны натуралистично и правдиво, в тоже время несомненно сохраняя красоту и сказочность момента. "Человек из стали" теоретически мог предложить нам более правдоподобное использование возможностей криптонца, поскольку сценарий писался с привлечением Кристофера Нолана, известного своей тягой к чрезмерному реализму в кино (что впрочем тоже спорно). Что же получилось в итоге из этого микса?

Вышло всё не совсем весело, т.к. этим очаровательным мирком главного героя где-то пренебрегли вовсе, а где-то исказили в странной манере так, что суперспособность потеряла всё свое былое очарование. Пренебрежение заметно тем, что не все силы Кал-Эла показали в принципе. Не увидим мы в этом кино легендарную суперскорость (наиболее интересную с точки зрения понимания механизма действия), не увидим также суперслух, микрозрение и супердыхание тоже осталось за кадром. человек из стали рентгеновское зрениеНикогда не понимал, почему имея в своем распоряжении героя с таким огромным потенциалом, создателям фильма упорно удается его игнорировать, лишая зрителя возможности действительно погрузиться в мир любимого персонажа и ловить мгновения экстаза каждый раз, когда Кларк проявляет свою сущность. Ну да бог с ним, пусть это останется на совести создателей, которым по всей видимости не очень интересна вселенная главного героя повествования. Таким образом, не увидев перечисленных суперспособностей остается лишь гадать, есть ли они вообще в арсенале Кларка, или же в этой версии супермен может только летать, видеть сквозь объекты и поджигать всё своим огненным взглядом. Но и на этом проблемы с суперсилами не иссякли, т.к. оставшиеся способности тоже выглядят странновато, возможно как раз из-за излишнего реализма.

Так, полёт героя потерял некое необъяснимое очарование, он стал как-будто грубее и агрессивнее, быстрее и яррстнее, но в тоже время лишился некой притягательности очарования. Проще говоря он показан нам так, будто в этом действии нет ничего прекрасного и недостижимого. И хоть супермен в полете преодолевает звуковой барьер и летает крайне быстро, всё равно это как-то не смотрится и не впечатляет, не радует глаз. Ещё страннее на мой взгляд обошлись с "огненным зрением": если в прочих версиях приключений супермена сам тепловой луч формировался в области зрачка и был визуально полупрозрачным (что весьма достоверно), то теперь природа этой суперсилы больше "мультяшная", пришедшая к нам из комиксов. Теперь огненный луч исходит как бы из всего глаза целиком, больше напоминая мне Циклопа из вселенной "Люди-Х", чем традиционного Кал-Эла. Больше того, вены вокруг глаз супермена вздуваются в момент возникновения огненного луча, что также не совсем понятно и не вызывает симпатии. Такую суперсилу сложнее понять и хоть как-то представить в реальности. человек из стали странный комиксовый взгляд на суперспособности кал-элаВ итоге: обновленный облик супермена не пришелся по вкусу: где-то его способности черезчур прямолинейные и скучные, а где-то наоборот кажутся неестественно абсурдными и фальшивыми. Можно было бы закрыть на это глаза, но в восприятии супермена это довольно значимый аспект, который отвечает во многом за симпатию и отклик к этому персонажу в принципе. Поэтому, без такого фундаментального кирпичика основание всей задумки начинает серьезно шататься, а мнение о фильме Человек из стали ползет неуклонно вниз.

Атмосфера

Стоит рассмотреть этот момент отдельно, поскольку общее восприятие всего фильма довольно своеобразное, с уклоном во мрачную и слегка депрессивную тональность. Скорее всего это "веяние" пошло со времен новой трилогии о бэтмене, в попытке добавить больше неотвратимого и не совсем нужного для такого кино реализма. Ведь изначально супермен - это по сути сказка, я бы сказал для детей. человек из стали редкая позитивная атмосфера фильмаПо крайней мере на личном примере такая фантазия формирует у ребенка очень хорошие и несомненно истинно-верные идеалы по жизни. Вот и не нужен ей этот реализм вовсе, ведь все всё-равно понимают, что таких персонажей и событий в реальной жизни просто никак не может быть. Но индустрия кино - маркетинг, и успех подачи материала "Тёмного рыцаря" поднял планку для всех творений на некий уровень депрессивной иллюстрации, чем нам теперь и приходится довольствоваться во всех работах студии DC.

Атмосфера "Человека из стали" пытается быть реалистичной, а все ракурсы подобраны таким образом, чтобы максимально сгустить краски и не давать повода для необоснованной радости. В этом фильме нет яркости и позитива, которых обычно ожидаешь от сюжета про супергероя. Даже красивый закат солнца над кукурузным полем показан таким образом, что невольно кидает на волну грустных мыслей. человек из стали ферма кентовНет, фильм не тяжелый для восприятия, просто он не несёт в себе радостных и праздничных мотивов, а старается быть линейным и серьёзным. Даже мир Кларка, юного или взрослого, встречает нас постоянными проблемами и трудностями, которые встречаются даже суперчеловеку. Этой кинокартине не хватает сказочности и беззаботности разворачивающегося на экране действа. Жизнь итак тяжелая штука, а когда это же бремя перекочевывает во вселенную любимого супергероя, то и вовсе не доставляет радости от просмотра. Во вселенной Бэтмена такая атмосфера пришлась бы к месту, вероятно, но только не в мире красно-зеленых победоносных цветов. От супермена и его окружения во все времена веяло добром и бесконечным позитивом, незримой силой моральной стойкости и уверенности, которую неуязвимый герой спускал на головы простых смертных вместе со своим символом надежды. Но в данной истории ничего этого нет и порой хочется пожертвовать криптонцу часть воодушевления, которые в ожидаемом случае предполагалось черпать от самого героя, заряжаясь и воодушевляясь на посильные подвиги в жизни.

Страницы: 1|2
Поделиться в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *