"Пробуждение черепашки". Знакомство с Нивой и амбициозные планы
В поисках совершенства, терзаясь душевными муками, мною (автором) было перепробовано в своё время большое число автомобилей, среди которых были и творения отечественного автопрома и, волею судьбы, - породистые немцы в лице знаменитого Mercedes-Benz. Время шло, жизнь вокруг неслась стремительным темпом, безудержно меняя декорации вокруг.. И вот в какой-то момент времени снова нарисовался вопрос о смене четырёхколёсного друга на что-то одно, но удовлетворяющее по всем фронтам. На сей раз хотелось определиться с машиной раз и навсегда, найти спутника по жизни и более не изменять взгляды. Потому машина должна была устраивать практически во всём.
Муки выбора длились оправданно долго, ведь на этот раз хотелось по-настоящему поставить точку с личным автомобилем, отдав предпочтение такому, который бы смог бы дарить радость не только внешними проявлениями, но и необходимыми возможностями, совмещая казалось бы невозможное. И пока разум лихорадочно подкидывал варианты сверкающих лоском иномарок, душевный порыв был скромным и предельно ясным. Я уже понимал, какой автомобиль действительно способен всколыхнуть бурю эмоций и вызвать неподдельную улыбку на лице каждый раз, когда трепетно открываешь его дверь для очередного волнительного свидания. Так у меня и появился автомобиль "Нива", речь о котором всецело пойдёт в данном "дневнике". Заодно попробуем разобраться, возможно ли поставить автозвук в ниву и будет ли смысл в такой затее?
Совсем чуть чуть предыстории
В детстве я, как и многие мальчишки, страстно мечтал о своей будущей машине. Тогда мечты были скорее неосязаемыми бесплодными фантазиями. Естественно, как может быть иначе в отсутствие всякого опыта. Однако стоит сделать небольшую поправочку, что опыт тогда уже был, но только в качестве пассажира, одновременно с тем стороннего наблюдателя. Мне очень повезло и юность (внушительная её часть) прошла что называется "на деревне у дедушки", притом практически в прямом смысле сказанного.
Каждое лето меня с дедушкой и бабушкой отправляли на дачу, которая была не совсем типичным образом, всплывающим у большинства при упоминании подобного отдыха (или работы, кому как). Дача та натуральным образом была расположена в окружении традиционной русской деревни со всеми слагаемыми: пьяными мужиками, распевающими песни всю ночь где-то в канаве под забором; мирно прогуливающимися по тропинке мимо дома коровами, гусями и курами; и, что самое ценное - полностью отрезанными от цивилизации условиями существования, а значит практически такого же полноценного единения с природой. Конечно же, всё это наложило на меня неизгладимый отпечаток на всю жизнь, влияние которого порой осознаётся с трудом, но оно несомненно сильно и многогранно.
Спрашивается: "При чём тут вообще машина?". Всё предельно просто. Изоляция на той даче обеспечивалась отсутствием дорог на протяжении 15-ти километрового финального отрезка, который всякий раз гарантировал получение смешанной гаммы чувств - страха и восхищения. Страхом было неизменно то, что в зависимости от погоды, был риск не проехать на дачу или же выехать обратно в город; а восхищение даровало приключение, которое каждый раз было непредсказуемым, интересным и волнительным. Стоит пояснить, что какое-то подобие дороги на этом отрезке всё-таки было, но с точки зрения привыкшего к хорошему городского жителя можно было однозначно сказать, что дорогой в привычном понимании это назвать никак нельзя.
"Дорога" та, несмотря на различного рода сюрпризы, случавшиеся время от времени совершенно хаотичным образом, выглядела как настоящее испытание для любого автомобиля, даже для подготовленного внедорожника. Описать её можно примерно следующим образом:
- Сначала необходимо преодолеть кем-то небрежно раскиданные бетонные плиты на разной высоте относительно друг друга, с торчащими между ними острыми металлическими штырями, отлично маскирующимися под толщей воды в лужах во время дождя. Этот участок самый надёжный с точки зрения проходимости, он покорялся практически любому автомобилю без оглядки на классовую принадлежность.
- Затем кусочек разбитой ухабами грунтовки, которую впоследствии укрепили насыпкой из песочно-гравийной (ПГС) смеси. Помогало не сильно. В дополнении к этому развлечению был крутой спуск и не менее крутой подъём V-образной формы, в низине которого располагался мостик в виде обыкновенной земляной насыпи естественного происхождения, периодически размываемый до риска провала шквальными дождями. Сложность заключалась в том, что на грунте колеи образуются и застывают как попало - иногда ровным слоем, а иногда с ухабами и перепадами глубиной до 0.5 метра.
- После укреплённой камнями грунтовки начиналась хардкорная - неукреплённая ничем. По сути, это был участок дороги через обыкновенное поле, по которому кто-то проехал пару раз и утрамбовал колеи как получилось. Естественно, ни о каком качестве дороги и ни о каком ровном покрытии говорить не приходится, лишь бы как-нибудь доехать. Сюрпризами обозначенного дорожного отрезка были всё те же сумасшедшие колеи, которые после нескольких проехавших камазов могли быть глубиной размером с колесо грузовика. Попади туда любая среднестатистическая машина, она осталась бы там погребённой навечно. Единственный смягчающий фактор - дорога на этом участке шла под горочку (правда в одну сторону), что впрочем никак не помогало в случае дождя.
- Как-то спустившись с горочки (хорошо если не по кусочкам) путника ожидало ещё одно уникальное препятствие - куций железный мостик, перекинутый на скорую руку через реку внизу. Особенность мостика в том, что ширина его была равна или чуть меньше обычному легковому автомобилю, соответственно автомобиль чуть покрупнее там уже никак не помещался и проехать не мог. Единственная альтернатива мостику - проехать рядом достаточно глубокий участок реки вброд, или же развернуться обратно восвояси.
- Если мостик успешно пройден, то дальше необходимо было взобраться в крутую горочку, расположенную чуть ли не под углом в 45 градусов, с вкопанными случайным образом гигантскими валунами, которые местами выступали так сильно, что даже лифтованные Уазы рисковали "цепануть" один из них днищем в случае неумелого прохождения.
- После опять дорога через поле, через лес по грунтовке, которая принимала очертания колейности в зависимости от последней машины, проехавшей по ней, а так же в зависимости от благосклонности погодных условий.
- Наконец, "последний рывок" к заветному дачному домику на горизонте - ещё один зубодробительный спуск по грязевой каше с кучей ям и случайно образовавшейся колейности, а в конце спуска ещё один металлический мостик чуть пошире (но не менее опаснее) первого. Проблема со вторым мостиком была уже не в самой конструкции, а скорее в попытке заехать на него. Ведь для этого необходимо было преодолеть внушительный участок заболоченной глубокой грязевой каши, при этом барахтаясь в ней необходимо было точно с разгона "попасть" на мостик, а не в кювет с ручьём в стороне от него. Примерно то же непроходимое препятствие ждало с обратной стороны многострадального моста.
Всё детство я катался по этой дороге в качестве пассажира, за рулём был дедушка, и благодаря этому я проникался бесконечным уважением и восхищением к тем машинам, что способны были преодолеть все препятствия "не заикаясь", можно сказать "с закрытыми глазами". Откровенно сказать, таким машин было совсем немного, и если в солнечную сухую погоду можно было рискнуть проскочить (ценой побитого днища и поломанной машины) на дачу на обычной легковой классике, то с малейшим дождём или другими нападками природной стихии дорога резко "закрывалась", покоряясь лишь избранным и самым проходимым агрегатам. Тогда и только тогда у меня возник эталон желанной машины, которой я бы хотел обладать. Это должна была быть машина, лишённая всяческих границ и условностей. Машина, которая не боится грязи, снега, глубокой воды... Которая готова преодолеть любое препятствие не напрягаясь и проехать везде. Только на тот момент мои представления ещё не сформировались в целостную картину, но фундамент был заложен однозначно.
Потом я повзрослел и у меня появилась первая, вторая, третья машины... С первым автомобилем выбирать не приходилось и она была продиктована обстоятельствами "бери что дают". Это была старенькая классическая семёрка, с которой я познал наверное все возможные круги ада и вместе с тем столь же диаметрально противоположные всплески счастья. В любом случае, той машине я всецело и премного благодарен, т.к. именно с её помощью я по-настоящему вкусил все прелести и недостатки мира автолюбителя. А вот дальше произошло страшное, но в тоже время ожидаемое на пути поисках истинно своего варианта: меня увели в сторону сверкающие фальшивым блеском эталоны, навязанные общественным мнением. И в следующий промежуток времени я был владельцем сразу двух мерседесов: 190-ого и знаменитого 600-го. Нет, ничего прям ужасного про эти машины я сказать не могу, скорее даже наоборот, после раздолбанного, ржавого и громкого во всех смыслах ВАЗ-2107 их можно описать не иначе как чудо. Что такое Mercedes, по крайней мере тот, который знаком мне? Это тихая, быстрая, комфортная, хорошо продуманная и внешне красивая мощная машина, ездить на которой одно удовольствие.
"Так в чём же тогда проблема?" - вполне резонно может спросить недоумевающий читатель. А проблема однозначно имеется, я бы выделил их сразу две, притом каждая весьма значимая и проигнорировать вряд ли возможно:
- Дороговизна обслуживания. Любой Mercedes, в особенности старый и потрёпанный жизнью - это особая статья расходов и весьма немаленькая. Сущий миф о том, что якобы Mercedes'ы не ломаются. Быть может ломаются они специфически и не капитально по большей части, а перед поломками долго "болеют", но всё-таки хандрят, и делают это основательно. А каждая поломка такой машины сразу превращается в конкретный "залёт на деньги", что доступно лишь человеку совсем с другим уровнем дохода, чем был (и остаётся) у меня. Да и большой вопрос: "Стоит ли жить и работать только на поддержание автомобиля?".
-
Автомобиль лишён "изюминки" и универсальности, он не идеален. Этот момент субъективный и будет понятен не каждому, но у Mercedes'а словно "нет души". Будто он лишён чего-то такого трудноуловимого, из области тонких материй восприятия. Да, это просто хорошая и качественная машина, но она почему-то не цепляет... Опять же, момент индивидуальный и каждый сам для себя находит такой авто, который чем-то необъяснимым манит и заводит. Для меня это оказался вовсе не мерседес. Наконец, сюда же можно отнести весьма странную претензию о том, что машина далеко не идеальна. Быть можно странно ожидать принадлежности к эталону от пусть и хорошо сконструированной железки, но всё-таки. Ничего идеального не бывает, это понятно. Но когда я покупал 600-й мерседес, я неоднократно сталкивался с убеждением, что лучше этой машины ещё не создано и не придумано. Что это наиболее основательный, продуманный, проработанный и т.д. В общем "супер-пупер" по всем фронтам. Собственно, с такими ожиданиями я и приобрёл легендарный W140... И жёстко обломался.
Мне уверенно говорили многие до покупки, что 600-й - самый тихий автомобиль в истории, причём конструктивно. И действительно следовало ожидать такого эффекта хотя бы потому, что это чуть ли не единственная машина с двойными стёклами, сравнимыми с пластиками стеклопакетами в современных домах. Всё это не считая других конструктивных ухищрений в форме двойной перегородки моторного отсека и т.п. На деле же оказалось, что в салоне 600-го далеко не мёртвая тишина безэховой камеры и весьма неплохо прослушиваются звуки как извне, так и шум резины и рёв двигателя. Пусть тише других авто, в которых довелось сидеть, но всё ещё весьма ощутимо и очень неприятно. Притом негативный психологический эффект усиливается от того, что ожидаешь "ВАУ" эффект, а получаешь в общем-то очередную прожорливую консервную банку.
Мне так же уверенно говорили, что 600-й - самый мягкий автомобиль в истории. Объясняется это якобы целым набором факторов: мол кузов феноменально тяжёлый, база длинная, и оттого аммортизаторы с большим ходом должны лучше работать и проглатывать практически все неровности. Описывали этот эффект все по-разному: то машина "плывёт" по дороге как корабль по волнам, то дарит ощущение воздушной подушки... В общем, якобы неровности ощущаться не должны были. На деле же все ямки и ухабы весьма отчётливо улаливались телом пусть сглаженными, но реально присутствующими ударами, и потому машина вновь оказалась далека от ожидаемого идеала.
И так было во всём. Пусть понемногу, но машина раздражала тем, что была всего лишь чуть лучше среднестатистических аналогов, а вовсе не "недостижимым космосом", как следовало из уст восхвалявших эту модель приверженцев.
Тогда пришло единственно верное понимание, что я гнался за ложными идеалами, совсем не за тем, что просит моя душа и нашёптывает подсознание, и что истинное счастье и радость лежит в простом, доступном, земном... Где-то сидело чувство, что я лишён чего-то важного, о чём давно мечтал. Стоит сказать, что за годы владения мерседесами я не ездил на деревню к дедушке, столь горячо полюбившуюся в детстве, т.к. для любой машины дорога туда начисто закрыта, кроме хороших внедорожников. Размышляя о несовершенстве данного автомобильного класса я уже догадывался, что мне не хватает как и поездок на ту дачу, так и простого приятного ощущения вседозволенности, когда 4-ёх колёсный друг ни в чём тебя не ограничивает и способен проехать не только туда где есть ровные "ванильные" асфальтовые дороги, а просто куда захочется. Так я наконец-то пришёл к осознанию, что моя машина мечты - это хорошо знакомый всем внедорожник "Нива".
Краткое знакомство с любимой Нивкой
На самом деле, Нив у меня было целых 3 штуки, и с каждой новой машиной я только ещё больше убеждался, что она мне нравится. Притом не мог точно объяснить, чем именно, но нравится и всё. Тот случай, когда необъяснимо тянет к машине какой-то неведомой притягательностью и на недостатки закрываешь глаза. Наверное это и называется "любовь". Первая Нива появилась у меня случайно в качестве "запасной" машины в период владения 190-м мерседесом, и вместе с этим редкая возможность оценить эту машину в сравнении. Конечно, по уровню комфорта у советского внедорожника не было никаких шансов тягаться с творением немецкого автопрома, с другой же стороны Нива могла что-то такое, что мерседесу и не снилось - она спокойно и без напряга проезжала на вожделенную дальнюю дачу, чем уже дарила несказанное удовольствие. Притом раскрывалась машина в полной мере именно на бездорожье, показывая себя во всём великолепии. Казалось бы, доработать конструкцию чуть чуть, довести до ума, устранить все её бесконечные болячки и вот она - готовая машина мечты.
Прошли годы и, волею судеб, когда пришла пора вновь менять автомобиль, я снова испытал тот самый необъяснимый приступ желания оказаться за рулём именно Нивы. Чем так манит эта машина? Объяснить невозможно, можно лишь почувствовать. Наверняка все поклонники этого автомобиля испытывают примерно такую гамму чувств. И вот у меня в пользовании снова этот "чудо-автомобиль", со всей гаммой достоинств и недостатков, к которым можно относится по-разному, но я предпочитаю воспринимать всё как индивидуальные особенности машины, что-то вроде капризов. Вовсе не значит, что на них нужно закрывать глаза, но при этом сосредоточиться лучше всё-таки на достоинствах, которые хочу перечислить ниже и ответить окончательно на вопрос "Почему я (и многие другие) выбирают этот странный, однозначно устаревший и во многом спорный автомобиль?". Итак, основные и неоспоримые достоинства Нивы, которые были и будут выгодно отличать машину на все времена, давая ей преимущество перед всеми остальными:
- Прикольный, необычный, уникальный "свой" внешний облик. Одна из отличительных и наиболее выгодных особенностей кроется именно во внешнем облике автомобиля, который хоть и не отличается практичностью с точки зрения аэродинамики, для примера, но при этом смотрится действительно интересно, необычно, свежо и прикольно "на все времена". Несмотря на то, что дизайн машины оставался практически неизменным с момента её выпуска в 70-х годах, но он умудряется морально не устаревать и стоять особняком даже среди современного высокотехнологичного автопарка. Угловатые черты визуально превращают машину в "кирпич", а сам кузов отдалённо напоминает некий гибрид старого фиата с чем-то непонятным и аляповатым. Но при этом в финальной реализации Нива не перестаёт восхищать своей неповторимостью внешнего облика.
Внешний вид Нивы можно считать столь же универсальным, что и сама природа автомобиля - он хорошо подходит человеку любого статуса, достатка или мировоззрения: будь то пожилой уже старичок, который предпочитает бороздить российские бескрайние просторы с целью охоты, рыбалки или просто активного отдыха на природе; или же современный молодой человек с горящими амбициозными глазами и сильным желанием выделиться из толпы... Всем Нива сможет максимально угодить и даже реализоваться, т.к. внешнее исполнение можно считать удавшимся и достойным абсолютно вне времени. Пусть это вопрос вкусовых предпочтений и личного мнения, но всё же. А так же, внешний вид Нивы, как и всё в ней - это не закрытый вопрос в финальной стадии и он хорошо и удачно поддаётся тюнингу, значительно преображаясь в лучшую сторону, гибко подстраиваясь под характер своего владельца. - Компактные, но хорошо сбалансированные размеры настоящего универсала. Габариты Нивы, притом именно "короткого" 3-ёх дверного экземпляра - это очередной повод для гордости и восхищения. Длина кузова составляет всего 3.74 метра, ширина 1.68 метра, тем самым получается эдакий компактный и удобный "зверёк", отличающийся максимальной универсальностью и продуманностью. Трудно сказать, как такое сочетание удалось инженерам и конструкторам ещё во времена СССР, но удалось оно однозначно и безоговорочно. Главным выгодным "плюсом" получившейся комплекции машины стоит выделить именно поразительную сбалансированность! Машина действительно может всё понемногу, про неё можно сказать "небольшая и компактная, но и не маленькая и достаточная для большинства нужд". В смысле габаритов кузова Нива являет собой идеальный пример истинного универсала, который получает сплошные преимущества от данной конструктивной особенности. За счёт короткой базы автомобиля и низкого веса у Нивы значительный прирост внедорожных возможностей и она зачастую пролезает там, где могут застрять даже подготовленные "тяжеленные" джипы.
Те же самые компактные габариты являются весомым плюсом в черте города, т.к. управлять Нивой одно удовольствие при перестроениях, разворотах, в случае вынужденной и достаточно сложной парковки в ограниченных условиях - везде будет чувствоваться лёгкость, удобство и непринуждённость со стороны этой юркой красавицы. В тоже время будут неправы те, кто скажет, что Lada 4x4 излишне маленькая, не вместительная и не годится для перевозки крупногабаритных грузов, большого числа людей и т.п. Конечно, с точки зрения здравого смысла Нива не станет хорошим семейным автомобилем (хотя всё зависит и от семьи и конкретных требований), но при этом машина спокойно и без напряга может перевозить достаточно крупные по объёму грузы на багажнике или же в салоне, который лёгким движением руки складывает заднее сиденье и даёт доступ к вместительному багажному отделению. Тоже самое можно сказать и о перевозке людей: хоть Нива по паспорту предназначена для комфортной перевозки составом максимум 4 человека, но при желании в неё можно спокойно уместить и 5 человек средней комплекции, притом они не будут испытывать явного неудобства. Вот так и получается, что неприметная с виду "спорная" машина на самом деле таит в себе внушительный потенциал возможностей и достаточного для большинства удобства. - Постоянный полный привод и несравненные внедорожные возможности. Данный пункт так же не подлежит сомнению и даже в "стоковом" заводском варианте Нива не имеет себе равных по части внедорожных характеристик. Несмотря на то, что машина не совсем полноценный джип в узком смысле этого понятия (например, у неё не рамная конструкция и достаточно скромный набор блокировок для серьёзного оффроада), однако её базового функционала с головой хватает для бездорожья практически любой степени сложности, если конечно проходить его технично и со знанием дела. Для владельца Нивы перестают существовать достаточно типичные и часто встречающиеся преграды вроде: свежевыпавшего снега и гигантских сугробов; размокшей и "закисшей" грунтовой просёлочной дороги в лесу или по полю; бордюров и помостов в черте города; и даже относительно глубоких бродов до полуметра..
И всё перечисленное далеко не предел способности этой прекрасной машинки, правда для большей внедорожной жести всё-таки потребуется доработка, которой Нива поддаётся так же легко и непринуждённо, можно сказать "с закрытыми глазами". Постоянный полный привод так же очень весомая "фишка" легендарной Нивы, впервые реализованный именно на этой машине и сделанный по человечески просто и незамудрёно, он не только даёт машине повышенную проходимость сходу и без блокировок, но так же отвечает за бОльшую уверенность в дороге и в целом иной стиль езды как по бездорожью, так и по трассе.
- Доступный ремонт и запчасти, низкая стоимость налога и небольшой расход бензина. Перечисленное говорит само за себя, что машина достаточно неприхотлива и доступна практически любому человеку с любым уровнем дохода. Несмотря на то, что качество запчастей и самой машины легендарно низкое, однако любая поломка не бьёт по бюджету и скорее всего не оставит машину длительное время на приколе.
Многое и вовсе можно починить своими силами без обращения в сервис, т.к. конструкция проста и в некотором смысле допотопна, что одновременно является плюсом, в том числе и с позиции надёжности. Тоже самое касается абсолютно всех возможных расходов на Ниву, они скорее всего будут копеечными и вполне доступными многим. Особую статью составляет низкий расход топлива в размере 10 литров на 100 км в смешанном режиме (примерно), что является очень хорошим показателем даже в сравнении со многими компактными седанами без полного привода.
Вот так, рассмотрев очевидные преимущества автомобиля, начинает казаться, что машина чуть ли не идеальна в своём роде, т.к. совмещает практически всё возможное, что может потребоваться водителю не только на цивильной асфальтовой дороге, но и вне её! Определённо Нива дарует ощущение свободы, разрушая границы и рамки привычного. Именно на этой машине можно заехать в чашу леса, спрятавшись там от вездесущей и ненавистной цивилизации для душевного отдыха или иных активных развлечений.
Но как известно, всё сразу так хорошо быть не может и где-то поджидает серьёзный подвох. Так и есть, Нива к большому сожалению способна омрачить ожидания и предвосхищения каждого, сделав это гарантированно на этапе непосредственного близкого знакомства. Так что же столь сильно портит и практически перечёркивает все перечисленные несравненные достоинства? Ответ будет собирательным, выразить его можно одним хорошим ёмким словом - архаичность. Авто безнадёжно устарел на текущий момент и не способен составить серьёзную конкуренцию современному автопрому по уровню начинки и, самое главное, по степени продуманной эргономики и достойного даже минимального комфорта. Если в качестве оснастки ещё можно сказать, что в ниве есть всё основное и необходимое для повседневной езды, то в плане удобства, эргономики и комфорта легендарный советский внедорожник не может предложить ровным счётом ничего вменяемого. Проще сказать, что всего перечисленного в Ниве нет в принципе.
Не помогла длительная история с многочисленными модернизациями, которые хоть и делали машину раз за разом чуть лучше, но ключевое слово именно "чуть". И даже на закате своего производства топовые модели Lada 4x4 в комплектации "Люкс" порой не могли похвастаться уже ставшим привычным многим функционалом, как то: электростеклоподъёмники, кондиционер, обогрев зеркал и прочие мелочи, но из мелочей и складывается конечный образ. Простыми словами можно подвести черту: если в 70-х годах прошлого столетия Нива своим появлением олицетворяла передовые технологии и была открытием не только в инженерном смысле, но и в плане долгожданной успешной попытки совместить внедорожные характеристики авто со способностью передвигаться по дорогам общего пользования с большими скоростями и комфортом на уровне "классики"... То в наше время Нива осталось примерно такой же, какой она появилась на свет много лет назад, претерпев минимум изменений. И поскольку время не стоит на месте, в текущих реалиях эта машина заслуженно и по праву воспринимается уже фактически трактором и откровенным пережитком прошлого.
Но даже на всё вышесказанное можно достаточно легко закрыть глаза и смириться, ведь удобство и эргономика - это, помимо прочего, вопрос личных предпочтений и притязательности конкретного человека. Кто-то уже не мыслит себе жизни без вездесущих наворотов, планку которых установили автомобили сторонних производителей, тогда как кому-то может быть достаточно простого и понятного, зато ручного и аналогового. Того, что никогда не подведёт и не выйдет из строя в случае попадания воды в салон, например, или каких-то других внезапных неприятностей, поджидающих любого амбициозного джиппера на каждом шагу. Поэтому вопрос удобства практически сводится к тонкому моменту вкусовых предпочтений, которые разнятся от человека к человеку. Лично меня в Ниве устраивает почти всё и в модифицированной ВАЗ 21214-М даже не хочется особо ничего менять или сильно дорабатывать.
Но есть один недостаток, на который сложно закрыть глаза и не помогают никакие отговорки для самоуспокоения. И этот недостаток выливается в целую огромную проблему для всех автолюбителей, я бы сказал так без лишней скромности. В частности, именно этот аспект будет серьёзным препятствием ставить автозвук в ниву. Представляю вашему вниманию наиболее грозного и практически неистребимого врага Нивы...
Повышенная шумность Нивы и недопустимо низкий уровень комфорта
Итак, самую большую и ощутимую проблему в Ниве составляет критический, повышенный уровень шума, который практически не поддаётся исправлению к тому же. Вообще такая ситуация характерна практически для всех бюджетных автомобилей, тем более российского (или как в обозначенном случае СССР) производства. Но Нива вовсе обособленный и наиболее трудный случай, поскольку в нагрузку к посредственному наследию она получила ещё и массу конструктивных особенностей, которые так же провоцируют повышенную шумность авто в салоне. Изначально Нива была амбициозной, смелой и революционной идеей, но такое её воплощение было актуально на момент выпуска, с которого минуло не одно десятилетие, а все фирменные "болячки" так и остались практически такими же, с какими первая конвейерная Нива увидела свет.
По сути Lada 4x4 представляет собой эдакую хитрую модификацию переработанной классики, в частности легендарной копейки. Действительно, многие запчасти унифицированы у этих моделей и прекрасно взаимозаменяются, даже черты кузова внешне сильно напоминают тот самый неповторимый облик старенького фиата, который и был прототипом копейки, а впоследствии частичка его "души" навечно засела в облике теперь уже знаменитого на весь мир внедорожника. В конечном счёте автомобиль получился олицетворением "сборной солянки" удачных и не очень удачных решений. С одной стороны непревзойдённая проходимость и в целом универсальность, с другой стороны практически сознательная жертва комфорта даже на уровне той же "классики", которую так же можно считать комфортабельным автомобилем лишь с большой натяжкой.
Почему же Нива получилась настолько шумной и неужели всё настолько плохо? Причиной всем бедам служит изначальная экономия с завода, плохая продуманность расположения узлов в формате интеграции с кузовом и, наконец, просто ярко выраженная внедорожная "порода". Многие слышали, что все джипы по определению машины громкие и лишённые комфорта, и вот Нива в классическом представлении полностью подтверждает высказывание, умудряясь усугубить его. Когда собирали этот автомобиль впервые, то совершенно забыли подумать о комфорте. Вот и получился ревущий и надрывающийся маломощный двигатель, ощущающийся отчётливым звуком прямо в салоне; шум вращающихся приводов и валов, т.к. не стоит забывать - у Нивы постоянный полный привод без возможности отключения; наконец странная и нелепая конструкция раздаточной коробки, совмещённой с коробкой переключения передач (что усиливает передающие вибрации и соответственно сам излучаемый этими узлами звук); до кучи всё перечисленное богатство дополняется тонкими стенками кузова и совершенно негерметичными зазорами в местах крепления самых шумных и вибронагруженных агрегатов...
В реале картина получается такая, что Нива по уровню комфорта (в первую очередь акустического) недалеко ушла от трактора, что наиболее отчётливо ощущается на больших скоростях или высоких оборотах двигателя. Казалось бы, машина изначально разрабатывалась именно как целенаправленное решение в попытке совместить повышенную проходимость с приемлимым уровнем комфорта на уровне "классики", и возможно таковой она и была на момент своего "рождения". Но с тех пор минули годы и много воды утекло, а вместо модернизации и долгожданного улучшения очевидных проблем автомобиля (да и банального устаревания), завод не делал почти ничего, мотивируя тем, что машинку и так активно раскупают люди непритязательные, а другим она якобы не нужна.
Почему я так акцентирую внимание на этом, казалось бы, незначительном аспекте? Ну громкая нива и ладно, всех вокруг устраивает, как-то ездили и будут ездить, а многие и вовсе не замечают этот очевидный сильный "промах", врут сами себе и окружающим. Мне же важен обозначенный "пунктик" по многим причинам, начиная с личной неприязни утомительного шума, гула и пр. в таком духе; заканчивая профессиональными взглядами на проблему. Тут с какой стороны не посмотри - проблема серьёзная и требующая непременного вмешательства. Повышенный шум сам по себе - это набор звуков в диссонансе друг с другом, хаотичных и неприятных. С медицинской точки зрения и со стороны восприятия повышенный шум автомобиля определённо раздражает и утомляет, что особенно сказывается в случае дальних затяжных поездок. Такое воздействие снижает концентрацию вниманию и способно даже заметно изменить настроение. Так же сильный шум - это однозначный антагонист комфорту в любом проявлении, ведь там где шумно любой человек чувствует себя дискомфортно и подсознательно стремится покинуть неприятное (чем-то даже опасное) место. Вот такой набор очевидных в общем-то факторов, которые превращают поездку на Ниве (особенно на больших скоростях) в сущее наказание для водителя и пассажиров. Но и это ещё не всё.
В такой громкой машине как Нива совершенно нецелесообразно производить установку музыки любого класса, тем более точно и речи быть не может про высокий "hi-fi" класс. Дело тут в том, что для прослушивания музыки в идеале нужна полная (или близкая к тому) тишина, без всяческих посторонних призвуков. Любой меломан скажет, что это необходимо по целому ряду причин: чтобы посторонние звуки не примешивались в аудиотракт и не мешали прослушиванию, а так же чтобы громкие неприятные шумы не заглушали полезный музыкальный сигнал (звуковая маскировка в действии). Конечно крайности в машине тоже нежелательны и совсем убирать внешние звуки нежелательно и даже опасно, т.к. помимо прочего они несут в себе ценную информацию об остановке вокруг, на которую надо ориентироваться и своевременно реагировать в процессе вождения. К сожалению, в Lada 4x4 уровень допустимого "комфортного" шума превышен многократно, что автоматически исключает возможность разумной установки аудисистемы в машину, разве что для прослушивания не на ходу на заглушенной машине, но так теряется весь смысл и преимущества автозвука, не так ли? Поэтому автозвук в ниву без доработки и шумоизоляции ставить не рекомендуется и не совсем целесообразно.
Я, автор, сходу столкнулся с этой проблемой лицом к лицу будучи меломаном и приверженцем звучания высокой степени достоверности, максимально приближенного к оригиналу и достаточно детализированного. Потому, ни о какой установке музыки в машине в моём случае речи не идёт до тех пор, пока Нива не станет ПРИЕМЛИМО тихой в движении хотя бы до разумного скоростного режима движения по трассе в пределах 100-110 км/ч. Теперь, когда список проблем и амбиций обозначен, самое время перейти к описанию проекта и познакомить читателя с тем, что ждёт его в ближайшее время в рамках проекта в формате последовательного "дневника Нивы".
Пробуждение "черепашонка" и амбициозные планы
Так и возникла идея этого масштабного и скорее всего достаточно долгого проекта автозвука, рождённого как всегда в муках и неопределённости. "Черепашонок" долго ждал часа своего пробуждения с целью преобразиться в музыкальном плане с момента приобретения, но всё не хватало средств и вдохновения... Пока однажды я не решил, что пора уже заняться машиной вплотную и основательно, пусть она будет наглядным пособием того, как правильно и качественно необходимо подходить к установке автозвука в автомобиле всем, кто решился на этот ответственный и нелёгкий шаг. Ведь на пути к автозвуку человека поджидает большое количество проблем, расходов и практических ухищрений. Впрочем будет и непременно хорошее: интересные открытия и потрясающий результат, который обязательно оправдает затраченные усилия. Автозвук во многом сравним с творчеством, процесс индивидуальный и увлекательный, но при этом непременно трудный и во многом не до конца предсказуемый. Проще один раз показать наглядно все этапы "от и до", чтобы разом ответить на все вопросы, исключив возникновение кривотолков и прочих кажущихся заблуждений. Данный проект постарается продемонстрировать поэтапный подход к инсталляции автозвука, придерживаясь стратегии максимальной аккуратности и правильности каждого маленького шажка, с поправкой на реальность разумеется. Отслеживая дневник "черепашонка" читатель сможет воочию убедиться в том, как нетривиален может быть процесс движения к своему звучанию, поиск которого так же сложен и требует отдельного обсуждения. Интерес ещё и в том, что автозвук в ниву с должным уровнем внимания к деталям и качеству делается достаточно редко, а потому явление это в некотором роде уникальное само по себе.
Стоит сказать сразу и объяснить суть того, что понимается мною как единственно правильный подход к реализации автозвука в авто, т.к. именно он будет отражён в рамках этого мини-блога. Я считаю, что автозвук не терпит спешки и необдуманных, ничем неподкреплённых решений. Как бы ни было сильно желание услышать долгожданный результат и насладиться музыкой, но при этом важно держать себя в руках и делать всё так, чтобы потом не было стыдно за свою несостоятельную кривую поделку, состряпанную на скорую руку на волне амбиций. Так же крайне важно придерживаться теорий физики и техники безопасности, т.к. малейшие нюансы и отклонения от этого могут испортить на корню звук даже самых дорогих, правильных и сбалансированных компонентов. Если нет понимания: как именно это работает и что делает, то лучше не лезть вовсе и сначала разобраться в вопросе, чем подвергать опасности себя и окружающих, повышать риск пожароопасности, или в лучшем случае просто на корню уничтожать потенциал хорошей акустики, усилителя и т.п. Исходя из сказанного, Нива-"черепашонок" будет музифицироваться исключительно правильно, размеренно и степенно до тех пор, пока результат промежуточных шагов не будет близок к идеалу.
Кому и почему будет полезен этот проект? Он будет полезен абсолютно всем, но в первую очередь познавательным окажется для тех, кто слабо представляет, что включает в себя процесс организации высококачественного звучания в автомобиле, проще говоря для новичков и тех, кто только собирается делать звук в своей машине, но не знает всех особенностей процесса. Так как зачастую человеку по неопытности кажется: "да что там установить автозвук, врезал динамики в обшивку дверей и запело". Совсем не так! Конечно можно сделать всё абы как: запихнуть, скрутить и забить. Но такой подход в корне неправильный и он будет всячески порицаться на моём сайте. Или всё делается на совесть, надёжно, грамотно и красиво, или пусть не делается никак. Поэтому всем тем, кому действительно любопытно лицезреть продуманную реализацию теории автозвука на практике - добро пожаловать в самое начало музыкального пути черепашонка!
Дополнительный интерес проекта заключается в том, что я не уверен до конца в результате.. Поскольку "Нива" изначально машина сложная и капризная, плохо подходящая для адекватного автозвука в принципе, хотя бы из-за её главного и практически непобедимого "косяка" - завышенной шумности. Поэтому в рамках данного проекта ожидается множество исследований, изысканий, экспериментов и нестандартных решений в попытке исправить все проблемы машины с точки зрения автозвука. При этом неуверенность никуда не уходит, ведь неясно, возможно ли сделать Ниву комфортной и тихой с учётом того, что она таковой "появилась на свет" и проблема носит конструктивный характер по большей части. Впрочем, за счёт этого проект становится ещё более интересным, интригующим и непредсказуемым. В самом конце мы сможем получить-таки ответ на вопрос: "Имеет ли смысл ставить автозвук в ниву вообще, или проще купить другой автомобиль?" Следите за развитием, обещаю - будет максимально интересно!