Определяем шумность нивы в эксперименте сравнения

определяем шумность нивы-01Прошлая запись положила начало новому интересному проекту с Нивой, которая должна была преобразиться до неузнаваемости и наконец-таки "запеть" в меру своих возможностей. В текущей записи как раз и пойдёт речь об определении акустического изначального потенциала и целесообразности установки музыки в Ниву в принципе, поскольку не всё так однозначно и просто. Конечно многие автолюбители (если не сказать подавляющее большинство) владельцы Lada 4x4 или просто любых "Вазов" не сильно задумываются о том, насколько автомобиль изначально пригоден для реализации хорошего и полноценного звучания.

Я же стойко придерживаюсь совсем других, более правильных, продуманных и ответственных взглядов. На основании которых можно однозначно сказать, что влияние акустической среды воспроизведения музыки первично, а всё остальное уже надстраивается сверху как на фундаменте. В этом смысле владельцам хороших (в частности премиум) иномарок несказанно повезло, т.к. их автомобиль уже в "стоковом" заводском состоянии зачастую полностью готов для установки автозвука любой сложности, разве что предполагая минимум доработок по части шумо-виброизоляции в случае установки хорошей и высокочувствительной акустики. С российским автопромом ситуация обстоит совершенно другим образом и если современные седаны и кроссоверы от "Автоваза" ещё как-то более менее приближаются по комфорту к иномаркам бюджетного класса, то вся "классическая" линейка автомобилей (в том числе и Нива) остались практически на том же самом уровне, на котором были на момент разработки и выпуска ещё в прошлом столетии.

Проблему игнорировать нельзя, а точнее нецелесообразно и просто глупо. Ведь если поставить музыку в автомобиль в состоянии "как есть", то скорее всего владельца настигнет разочарование как от самой системы и её компонентов, так и от затраченного впустую времени, сил и ресурсов на установку. Хотя аудиосистема будет не виновата в конечном счёте, т.к. повышенная шумность во время длительных поездок на больших скоростях будет сводить на нет звучание любых компонентов, какими бы хорошими или дорогими они не были. Поэтому попробуем разобраться в вопросе максимально детально, чтобы выяснить раз и навсегда, насколько Нива в принципе подходит на роль автомобиля для хорошего и качественного автозвука и есть ли смысл заморачиваться, или проще ориентироваться на другой авто? В этом месте стоит сделать значимую оговорку: речь идёт о возможности слушать и наслаждаться качественным звучанием в любых режимах эксплуатации авто, в том числе и на больших скоростях по трассе во время затяжных поездок. Если же предполагается ставить музыку с расчётом на то, чтобы слушать её на заглушенной/стоящей в покое машине, то проблема теряет актуальность и фактически снимается (в таком случае подойдёт любая машина, даже запорожец).

Весь ужас повышенной шумности Нивы и суть проблемы

Как и было сказано ранее, лично я считаю стоковую Ниву полностью и категорически непригодной для установки качественного автозвука. В лучшем случае положение вероятно сможет исправить очень масштабная и серьёзная звукоизоляция, сделанная с достаточным пониманием явлений звукораспространения в машине, и то результат не гарантирован. Почему так? Понять не так уж и трудно, негативный эффект повышенной шумности даже без приборов сможет ощутить на себе любой человек, кому доведётся проехаться в Ниве. Субъективная ситуация в упрощённом виде выглядит следующим образом: машина приемлемо громкая и не сильно раздражает до момента, пока двигатель не работает на оборотах 2000-2500 и пока скорость не превышает 80 км/ч. Нельзя сказать что в этих щадящих режимах тихо и комфортно, вовсе нет: двигатель уже хорошо и отчётливо прослушивается в салоне, слегка начинает подвывать РКПП своим знаменитым фирменным "визгом", слышен шум резины по асфальту и стук срабатывающей подвески (тут негативно сказывается перенос аммортизаторов в район арок колёс).. Но до высоких скоростей и оборотов двигателя с перечисленным можно смириться и даже привыкнуть, т.к. полной тишины от автомобиля ожидать глупо и бессмысленно, тем более от такого бюджетного и морально устаревшего. При этом можно спокойно разговаривать с пассажирами в салоне и даже относительно комфортно слушать музыку.

Весь ужас и буквально невыносимая звуковая атака начинается уже после того, как двигатель раскрутился до 3000 оборотов и выше, когда скорости нивы по спидометру превысила 80-85 км/ч. В эти моменты нахождение в машине превращается в испытание и буквально попытку "выжить", т.к. после затяжной поездки с запредельным уровнем шума начинает ощутимо болеть голова, появляется явная утомляемость и раздражительность, портится настроение и снижается скорость реакции. Как видно из написанного и проверенного на своём опыте - негативные эффекты от повышенной шумности не только несут в себе простую человеческую функцию повышенной привередливости или каприза, но так же и реальную угрозу ощутимого ухудшения состояния всех пребывающих в салоне автомобиля людей, в первую очередь водителя. Как Lada 4x4 умудрилась пройти проверку по европейским стандартам комфортабельности..? Останется загадкой.

Поскольку мне довелось достаточно часто и много ездить в "стоковой" Ниве (и не в одной) и многие часы слушать её уникальное "пение" почти во всём спектре слышимого диапазона звука, то уже сейчас могу описать основные "звуковые болячки" данной машины, с которыми предстоит серьёзно бороться. Итак, какие звуки преобладают в Ниве в разных режимах эксплуатации (речь пойдёт о модифицированной версии 3-ёх дверной Нивы 21214-М):

  • Шум двигателя. Наибольшая звуковая проблема, на мой взгляд, которая проявляет себя в поездке на Ниве, притом уже на низких скоростях и даже в режиме холостого хода, если нажать на педаль акселератора. Суть проблемы известна - устаревший по всем возможным параметрам двигатель внутреннего сгорания родом из прошлой эпохи дошёл до новой Нивы практически без серьёзных доработок, при этом двигатель ещё знаменит своей ощутимой малой мощностью, т.к. даже легковесную Ниву он вытягивает лениво и неохотно, совершенно не отличаясь динамикой. Всё это приводит к тому, что двигатель ощутимо перегружен, а это заметно как в недостаточной мощности, так и в повышенной его шумности. определяем шумность нивы-02Т.е. сам по себе двигатель, если его рассматривать отдельно от машины - раздражающе и недопустимо громкий. В этом можно убедиться просто: достаточно открыть крышку капота и послушать уровень излучаемого двигателем шума при нажатии на педаль газа, стоя в непосредственной с ним близости. Понятно, что исправить данную проблему "изнутри" практически невозможно, т.к. сделать что либо с уже имеющимся двигателем ничего нельзя, немного поможет разве что регулировка зазоров клапанов, да и та делается после определённого пробега. Ситуацию исправила бы замена двигателя на другой более тихий аналог, но процесс этот крайне трудоёмкий и денежно затратный.

    Теперь посмотрим на проблему с другой стороны: да, двигатель шумный, это очевидный момент, но почему внушительная часть этого шума попадает в салон, не успевая значительно погаситься и ослабнуть? Вот тут и сталкиваемся со вкладом кузовных элементов, расположенных между двигателем и непосредственным "слушателем" в салоне. Основным сдерживающим элементом выступает перегородка моторного отсека, которая изначально достаточно тонкая и к тому же содержит в себе много конструктивных сквозных отверстий и щелей, через них свободно "гуляет" звук. К счастью, с перегородкой двигателя уже можно "работать", а точнее она подвергается обработке виброгасителями и шумопоглощающими материалами, дабы снизить шум, а значит ситуация не совсем безнадёжна. Стоит так же сказать, что перегородка между отсеком двигателя и салоном - это практически единственная преграда на пути прохождения звука от двигателя в салон, соответственно обрабатывать придётся именно её, никаких полумер или способов "обойти" этот участок не существует.
  • Знаменитый "вой раздатки" и слышимость трансмиссии. Вторая ощутимая и не менее трудная по природе своей звуковая проблема. Характерный средне-высокочастотный вой раздатки присутствует в Нивах буквально с момента выпуска их первых партий и никуда не исчезает, несмотря на многочисленные заводские доработки и прочие ухищрения. Притом получается немного странно: у кого-то фирменный гул тише, у кого-то сильнее, у кого-то (вот счастливчики) почти отсутствует! Так или иначе, практически любой владелец Lada 4x4 сталкивался с этим явлением лично и представляет, о чём идёт речь.

    определяем шумность нивы-03Этот характерный шум зарождается внутри раздаточной коробки и причиной является само специфическое устройство узла, а так же грамотность и качество её заводского исполнения (отсюда и происходит наглядная разница с тем, что у кого-то она тише, а у кого-то громче). Проблема усугубляется тем, что раздатка находится в непосредственной близости с салоном, фактически она крепится к кузову в углублении центрального тоннеля, тем самым прекрасно передаёт в салон вибрации и непосредственно звуки. Можно сказать, что раздатка - это назойливый генератор шумов с непосредственным выходом в салон через щели и непосредственно резонаторы, в роли которых выступают ручки переключения режимов раздатки. Так же шум ощутимо и закономерно усиливается эффектом самой формы тоннеля кузова, который способствует образованию стоячей волны, многочисленных переотражений звука и общего низкочастотного гула.

    Вот такой букет совпавших негативных факторов, в результате которых можно определённо сказать, что раздаточная коробка звучит в салоне, отличаясь самостоятельным призвуком повышенной интенсивности. Зона кузова хоть и конструктивно усиленная в том месте тоннеля на полу, однако металл всё равно тонкий и местами кривой настолько, что образует большое число щелей, которые пропускают фронт излучаемого звука. Излишняя близость сопряжённого узла РКПП так же сказывается самым негативным образом и получается проблема, с которой мало что можно сделать в принципе. В добавок к этому примешиваются другие шумы трансмиссии, в частности вращающихся валов с двух сторон коробки/раздатки, которые создают сложный для прогнозирования фронт сферических звуковых волн. Всё это попадает в салон практически ничем не сдерживаясь, т.к. помимо прочего в тоннеле конструктивно предусмотрены сквозные отверстия (например для ручки стояночного тормоза), которые превосходно пропускают шум в салон извне, в данном случае самый близкорасположенный интенсивный, излучаемый многочисленными агрегатами и вращающимися частями.

    Несмотря на то, что звук двигателя всё равно ощутимее и субъективно громче, но повлиять на шум раздатки заметно сложнее без глобальных переделок и доработок, т.к. само расположение и конструктивные тонкости не позволяют "развернуться", нет необходимого объёма пространства для заполнения шумопоглощающим материалом и создания условий для ступенчатого гашения. Всё же, как-то повлиять на повышенный шум трансмиссии теоретически возможно. Для этого можно попробовать применить базовый набор вибродемпфера в сочетании с шумопоглотителем (сколько позволяет имеющееся пространство между салонным пластиком), а так же поработать с главными и непосредственными "проводниками" звука - ручками управления раздатки. В данном случае приходится наблюдать весьма интересное явление, в котором ручки раздатки, соединённые с её "начинкой", - они работают по принципу классического камертона, т.е. резонируют на собственной частоте, а резонанс вызывает вращение элементов внутри коробки. Так и получается: ручки резонируют и фактически "выводят" звук в салон как активное связующее звено.

    определяем шумность нивы-04Способов повлиять на них не так уж и много, но они есть, к счастью. В зависимости от частоты использования раздатки в реальных условиях можно или снять ручки полностью, при этом полностью и максимально плотно закрыв отверстия этих ручек; или заменить ручки на изменённые конструктивно и не резонирующие (есть такая сторонняя разработка умельцев); или же вовсе перевести управление РКПП на электронное кнопочное, полностью и навсегда убирая ручки из салона. Что предпочесть? Решать каждому.

  • Шум протектора колёс по разному дорожному покрытию. Ещё одна классическая проблема, которая присуща большому количеству авто, не только Ниве. Причины типичные: степень пропускания звуков извне самим кузовом, в частности от близлежайших к колёсам элементов, а именно колёсных арок; а так же шумность самой резины, которая напрямую зависит от многих факторов, например степени мягкости резины и непосредственного рисунка самого протектора (чем протектор "злее" и более ярко выражен, тем интенсивнее и громче будет излучаемый покрышкой гул).

    определяем шумность нивы-05Зная все перечисленные причины шумности колёс, можно попытаться улучшить ситуацию направленными действиями. Всегда есть вариант поменять резину на ту, у которой будет менее выраженный рисунок протектора более "городского" асфальтового типа, правда для Нивы эта мера уже крайняя и нежелательная, т.к. автомобиль рождён для бездорожья и глупо лишать его главного преимущества. Поэтому остаётся запасной ход: попытаться снизить слышимый шум в салоне при помощи звукоизоляции, обрабатывая как непосредственно арки, так и максимально салон внутри, тем самым не допуская распространения звуковых волн по поверхности металла кузова и через возможные отверстия.

  • Слышимая работа сжимающихся амортизаторов. Шум, который появился у модифицированной версии Нивы после глобальных доработок 2009 года (не было печали). Сложно сказать почему, но теперь в машине отчётливо слышен каждый скрип заднего амортизатора, в том числе и его работа по сжатию или распрямлению теперь прослушивается отчётливым средне-высокочастотным "чавканьем". Нельзя сказать, что эти звуки сильно напрягают или обращают на себя внимание, но прослушиваются они без каких-то усилий. определяем шумность нивы-06Возможно причиной тому стали новые точки крепления в арках задних колёс, т.е. ближе к внутренней поверхности кузова, способствуя лучшей слышимости. А может и сами амортизаторы претерпели какие-то изменения, трудно сказать. Факт есть факт и будет нелишним побороть эти нежелательные звуки.

    Способы борьбы стандартные локальные: путём нанесения вибродемпферов и звукопоглотителей в области задних арок, именно там, откуда распространяется и прослушивается звук хода амортизаторов. При этом упор лучше делать на толщину звукопоглотителя, т.к. именно на него возлагается основная работа по гашению конкретного звука, а вовсе не на вибродемпфер, который способен только побороть низкочастотный гул от вращающейся покрышки (что так же будет не лишним).
  • Стук камешков и брызги воды в подкрылках колёс. Случай схожий с предыдущим, где источником распространения звука так же остаётся колёсная арка и методы борьбы аналогичные - тотальная обработка арок со стороны салона вибродемпферами и хорошими эффективными шумопоглотителями. определяем шумность нивы-07Стоит сказать, что установка пластиковых подкрылков не решает проблему, а лишь немного снижает тональность звуков и их интенсивность, но слышимость остаётся. В целом звук стучащих камешков, песка, грязи, капель воды и т.д. не критичный и не требует 100% устранения, т.к. отчасти носит информативный характер. Однако закономерно его приглушить, чтобы не раздражал всякий раз и не обращал на себя внимание, а так же не создавал субъективное ощущение "дешёвой консервной банки".
  • Шум встречного ветра из-за особенностей аэродинамики кузова. Вообще неустранимый призвук, т.к. он достался нам вместе с автомобилем и его изначальной формой, на которую повлиять невозможно. Звук встречного потока ветра может усиливаться в ряде случаев, а может наоборот снижаться по интенсивности, т.к. зависит и от направления и силы ветра, и скорости машины и т.п. Некоторый дополнительный пластиковый обвес так же крайне негативно сказывается эффектом подчёркивания этого неприятного во многом завывания, т.к. установленные козырьки и спойлеры способны существенно видоизменять траекторию встречного воздушного потока, создавая завихрения, которые так же отражаются и в виде слышимого звука.

    определяем шумность нивы-08Поэтому, если критична максимальная тишина и тотальное снижение шума, то установка любого пластикового или иного дополнительного обвеса противопоказана, т.к. гарантированно будет вносить свои нежелательные призвуки, проверено лично. Других рычагов воздействия на звуки, вызванные встречными потоками воздуха, - практически нет, т.к. слышимые завывания во многом проходят через стёкла авто и близкорасположенные к ним пустоты/щели/полости. А заклеивать или как-то обрабатывать стёкла не получится, это единственное слабое место автомобиля с точки зрения звукоизоляции.

  • Скрипы/дребезг пластика и различных пружин сидения и прочие салонные призвуки. Как и в любой машине, но в Ниве особенно остро и проблематично, - салон наводняют многочисленные призвуки пластиковых и металлических деталей. Притом эти звуки со временем только усиливаются, т.к. происходит износ, притирка и т.п. От постоянных вибраций пластик в местах стыков начинает "гулять" и тереться; от постоянных перепадов температур слегка меняются свойства материалов. определяем шумность нивы-09Всё это приводит к появлению многочисленных призвуков, которые могут быть незаметными и слух к ним привыкает с течением времени, а могут быть достаточно громкими и досаждающими, зависит от ситуации. Способ борьбы с этим явлением известен: проклеить весь пластик тонким слоем вибродемпфера, а в местах стыков по краям нанести мягкие самоклеящиеся материалы типа "антискрип" или маделин. Таким образом пластик не сможет излишне гулять и деформироваться, он будет жёстко и надёжно сидеть на своём посадочном месте.

    Сложнее ситуация обстоит с многочисленными пружинками и прочими мелкими металлическими деталями, которые порой даже непросто отыскать и выявить. Чаще всего в Ниве начинают скрипеть от нагрузки и времени различные пружинки, входящие в состав передних сидений. Если они сильно напрягают, то можно попытаться их смазать, или подложить в местах их натяжения лоскут мягкого материала на подобии поролона, или в крайнем случае заменить пружинки на новые, благо стоят они копейки.

Вот так выглядят основные звуковые проблемы данной машины, на самом деле многие из них крайне серьёзные и трудноустранимые, т.к. важно отметить, что интенсивность перечисленных звуков бывает запредельно высокая, особенно проявляя себя на высоких скоростях или же оборотах двигателя, при этом охватывая широкий диапазон спектра звука снизу вверх в разрезе частотного диапазона. И если часть звуков можно "побороть малой кровью" и незначительными усилиями, то другие требуют комплексного подхода и серьёзных затрат, притом результат не гарантируется из-за первоначальных конструктивных особенностей автомобиля.

Моё субъективное описание шума Нивы

Очевидно уже, что Нива - машина громкая, шумная, в этой связи далека от комфорта, по крайней мере акустического. Но что именно шумит в какой момент времени и насколько с этим можно жить в принципе, не говоря даже про теоретическую установку музыкальных компонентов? Попробуем разобраться, благо я могу ответить на этот вопрос предельно развёрнуто по собственному опыту, т.к. есть сравнительная база не только разных автомобилей (вазов с иномарками, а также и просто нескольких Нив друг с другом). Рассмотрим звуки Lada 4x4 ступенчато, начиная с момента заглушенного состояния, заканчивая высокоинтенсивными на больших скоростях и нагруженных режимах работы и заодно попробуем ответить на вопрос "насколько всё плохо?". Рассматривать буду с позиции того, что будет слышать человек на водительском месте, так же на примере относительно новой и полностью исправной Нивы 21214-М:

  1. Нива с заглушенным двигателем/закрытыми окнами и т.п. Самый безобидный режим эксплуатации Нивы с точки зрения акустического комфорта, именно в таком виде Нива пригодна для прослушивания музыки всегда в состоянии "как есть", поскольку сама машина не издаёт никаких собственных звуков. Однако и тут далеко не всё гладко. В таком состоянии хорошо и предельно прозрачно прослушиваются звуки извне, доносящиеся с улицы вокруг машины. определяем шумность нивы-10Конечно они доходят ослабленными и притуплёнными, но в сравнении с другими авто слышимость хорошая и можно легко разобрать игривый смех детей, играющих на площадке неподалёку или шум проносящихся мимо машин. Всё же, уровень шума в данном случае вполне допустимый и не сильно напрягающий, можно сказать умеренный. В конце концов изначально предполагается, что водитель должен слышать и реагировать своевременно на звуки извне, поэтому Нива адекватно вписывается в эти закономерные рамки, хотя для бОльшего комфорта не помешало бы приглушение уличных шумов, но это далеко не первостепенная задача.
  2. Нива с заведённым двигателем на холостом ходу. Тут картина меняется и появляется ощутимый звук двигателя, который вносит основной вклад в общую шумность в Ниве в принципе. Когда ОЖ прогревается до рабочей температуры и обороты падают до комфортных 800 в минуту, - тогда лёгкое урчание двигателя почти не слышно и лишь едва уловимые подрагивания и вибрации напоминают о том, что двигатель вообще работает. Такое наслаждение комфортом возможно лишь на прогретом двигателе и можно даже сказать, что он практически отсутствует как отдельный звук и точно находится в пределах допустимого по уровню шума.

    определяем шумность нивы-11Другое дело, когда двигатель прогревается и обороты автоматически поднимаются до 1200-1300, в этом случае не обратить внимание на звук двигателя просто не представляется возможным. В общем смысле повышенная шумность от силового агрегата закономерно сводится к его оборотам. Тут-то в полной мере вылезают все недостатки Нивы, озвученные выше: устаревшая конструкция самого двигателя, излишне громкая сама по себе; а так же слабая шумоизоляция кузова машины, которая проявляется как в конструктивной форме исполнения перегородки/разделителя, так и в слабой штатной шумоизоляции используемых материалов.

    В таком режиме работы мотор ощутимо прослушивается и достаточно напрягает, возникает ощущение, будто он звучит и работает прямо в салоне (настолько тонкие стенки перегородки). Но, как ни странно, уровень интенсивности звука всё ещё терпимый и приемлемый субъективно, его даже можно проигнорировать и постараться не замечать как элемент фона, хотя уже даже в таком формате интенсивность звука двигателя сводит "на нет" все возможные показатели комфортабельности машины. В этот момент понимаешь, что двигатель представляет огромную проблему, ведь он ещё даже не вышел на нормальные рабочие обороты, а рёв его уже полностью заполняет салон и громкость близка к критически допустимой.

  3. Нива до скорости 80 км/ч в спокойном щадящем режиме разгона. Штатный эксплуатационный режим для машины в черте города или на просёлочной дороге. К счастью, до скорости 80 км/ч Ниву можно считать вполне сносной и приемлемой, если ориентироваться на какое-то подобие акустического комфорта, при условии плавного (не гоночного) разгона. Стоит сказать, что в движении даже на малых скоростях уже предстоит услышать звуки всех узлов и агрегатов автомобиля, а не только двигателя, как было в предыдущем примере. Все звуки концентрируются и смешиваются в салоне, какие-то громче, какие-то тише на общем фоне. Таким образом, к двигателю добавляется: трансмиссия в лице приводов, КПП и РКПП (хотя её фирменный вой ещё не успевает проявиться в полной мере, но уже присутствует); шум колёс/покрышек при соприкосновении с дорожным полотном; звуки вылетающей из под колёс грязи, воды и т.п.; звук сжимающихся задних амортизаторов; прочие динамические скрипы, треск, вибрации.

    определяем шумность нивы-12Всё перечисленное уже ощутимо присутствует и не даёт забыть ни на секунду, что сидишь в отечественной и не самой удачной Ниве, а не в хорошо продуманной иномарке. Трудно даже однозначно сказать, какие звуки начинают напрягать больше, ведь каждый будет считать по-своему, но личное впечатление следующее: первым и самым громким будет звук двигателя, неистовым рёвом набирающего обороты, который даже при относительно спокойном разгоне шумит так, будто работает в нескольких сантиметрах от водителя и пассажира, раскрываясь и раздражая максимально в диапазоне средних частот; следом идёт трансмиссия, которая может и не столь очевидным и явным образом звучит, но уже хорошо подмешивается в общую копилку какофонии звуков неким низкочастотным гудением, переходящим в средний диапазон; потом прибавляется шум резины по асфальту, который будет тем заметнее, чем "злее" протектор покрышек, но даже на штатных колёсах гул будет хорошо прослушиваться; и напоследок все остальные шумы, в частности многочисленные скрипы самих пластиковых панелей салона и прочие мелкие внешние шумы, на которые в целом можно закрыть глаза, но всё же нельзя совсем списывать со счетов.

    В описанном скоростном режиме при условии спокойного, плавного и равномерного разгона, - машина остаётся условно комфортной и хотя бы терпимой, она ещё не так сильно утомляет и выматывает, хотя уже порядком раздражает и вызывает стойкое желание необходимости снижения уровня шума. Но всё ещё можно спокойно разговаривать с собеседниками и слушать музыку на средней/высокой громкости.

  4. Нива на скоростях свыше 80-90 км/ч в спокойном щадящем режиме разгона. Вот тут начинается всё самое грустное и печальное, а машинка наглядно демонстрирует все ужасы своей шумной природы. Даже независимо от медленного и щадящего разгона, всё равно все вращающиеся узлы раскручиваются настолько, что шум становится реально ощутимой проблемой, которую трудно вытерпеть в долгосрочной перспективе, а о понятиях комфорта можно забыть. Причём, что примечательно, в разных частях салона Нива шумит слегка по-разному, где-то сильнее (там где гул и прочие шумы складываются в силу конструкции), где-то чуть слабее. Но общая картина одна и она неутешительная.

    Происходит следующее: несмотря на спокойный режим разгона, обороты двигателя на 4-й передаче в районе 80 км/ч и на 5-й передаче в районе 100-110 км/ч достигают 3000 и выше, а на этой отметке двигатель становится крайне шумным и его изначальное акцентирование, хорошая слышимость в салоне так же крайне негативно сказываются в данной ситуации таким образом, что звук работающего двигателя преимущественно в том же среднем и частично низкочастотном диапазоне ощутимо "пилит", утомляет, раздражает, выводит из себя и при условии продолжительного воздействия начинает сводить с ума; Следом наконец-то в полной мере проявляется фирменный знаменитый вой раздаточной коробки, который конечно же хорошо узнаваем в виде характерного подвывания на средне-высоких частотах, но на самом деле нехило уходит и в НЧ диапазон, просто зачастую это трудно уловить на слух и выделить из общего фона звуков, но такой эффект от раздатки и всей остальной трансмиссии однозначно присутствует. Так же интенсивность звуков трансмиссии и РКПП такова, что выдержать её в долгосрочной перспективе крайне сложно и психологическая утомляемость приближается к запредельной;

    определяем шумность нивы-13Шум покрышек так же присутствует, но если протектор штатный или более менее "дорожный" и гладкий, то вклад этих шумов не высок и более менее допустим, т.к. он по большей части теряется за другими звуками; Зато появляется в некотором смысле новая проблема, а точнее она развивается стремительно и незаметно - появляется какой-то общий и сильный низкочастотный гул, причину которого однозначно определить трудновато, но личное мнение таково, что он появляется из-за многочисленных сложений резонансов голого металла кузова. Гул этот характерен и так же крайне раздражителен, в сочетании с прочими акустическими проблемами он окончательно и бесповоротно уничтожает остатки подобия комфорта..

    Таким образом, в обозначенном скоростном режиме Нива становится по-настоящему невыносимой, комфорт исчезает в принципе и начинается "режим выживания", в котором необходимо бороться с закономерной утомляемостью, раздражительностью и сильным дискомфортом. Разговаривать с собеседниками можно только лишь на повышенных тонах переходящих в крик, музыку слушать принципиально невозможно, если только уровень её громкости не делать запредельным и уже опасным для здоровья и слуха. Впрочем, уровень шумов самого автомобиля уже приближается к тем самым критическим и допустимым значениям. Причём парадокс, но на разных скоростях в пределах 90-110 км/ч и выше (+/- 10 км/ч) характер шумов слегка меняется - где-то вылезают вперёд одни шумы и гул, чуть дальше они же приглушаются и становятся слышимы другие. Описать это по ощущениям становится затруднительно, но однозначно лишь то, что ситуация с шумом критическая и явно недопустимая, требует какого-то вмешательства и корректировки.

  5. Нива в "спортивном" динамичном режиме разгона. Lada 4x4 для гоночных развлечений не подходит совсем: начиная от слабого по мощности двигателя без намёков на скоростную предрасположенность, заканчивая просто повышенным уровнем шума на высоких оборотах. Поэтому, если намеренно "крутить" двигатель и пытаться поскорее разогнать машину с оборотами свыше 3000, то неизменно придётся мириться с запредельным рёвом, в первую очередь это касается конечно же двигателя, однако прочие узлы так же не отстают, особенно на скоростях свыше 80 км/ч. Вообще, двигатель на оборотах выше 3000-3500 - это настоящая беда и откровенный генератор настолько пронзительного шума, что он способен отбить желание динамично ускоряться даже у самых преданных любителей динамичной езды.

Определение уровня шума Нивы по приборам и эксперимент сравнения двух Нив друг с другом

Казалось бы, уже хорошо и отчётливо понятно, что Нива представляет собой крайне громкий автомобиль отечественного автопрома, напрочь лишённый комфорта, по крайней мере на относительно высоких скоростях. Что ещё нужно, чтобы поставить в вопросе точку и определить, поможет ли звукоизоляция что-то исправить? Прежде всего нужны подтверждённые научные данные, а не просто набор субъективных личных ощущений, который зависят от многих факторов и состояний организма слушателя, вплоть до его настроения в конкретный момент времени. Поэтому таким данным доверять в полной мере нельзя, а вот цифровым значениям интенсивности шума машины во всех её режимах вполне можно. Я понимал это с самого начала, поэтому описанные выше мои ощущения восприятия шума выполняют скорее роль полезного дополнения, а так же дополнительного подтверждения теории, но вовсе не основу.

Таким образом, основной задачей для определения реальной шумности автомобиля будут измерения звуковой интенсивности, причём желательно в точке примерного расположения головы слушателя, чтобы полученные цифры максимально отражали реальность. Сказано - сделано, а для измерений понадобиться приборчик шумомер или его аналоги (вкратце я уже описывал шумомеры в этой статье). Но я решил пойти чуть дальше, благо уникальная возможность сама пришла ко мне в руки. Показалось мало просто получить измерения фактического уровня шумов моей зелёной Нивы, захотелось сравнить это с другим автомобилем. Иными словами - максимально воспользоваться подвернувшейся ситуацией, т.к. собственного шумомера на тот момент не было и пришлось взять его во временное пользование у сторонних людей примерно на сутки. За это время можно было провести любые интересные эксперименты и я решил не упускать уникальный шанс.

определяем шумность нивы-14Поэтому было придумано следующее: скооперировавшись с моим дядей, мы решили провести замеры шума сразу двух Нив, его и моей, после чего сравнить полученные результаты и на основании этого сделать какие-то выводы. Каких-то откровений и сильных различий в результатах мы не ждали, т.к. вроде бы тестируются две одинаковые машины (обе трёхдверные), просто разных годов выпуска и разного технического состояния. По очевидной логике следовало, что громче/шумнее должна быть старая Нива, причём по целому ряду опять-таки очевидных причин: тут и значительных износ/выработка всех узлов и агрегатов авто; усталость пластиковых деталей салона (издающих ощутимый пронзительный скрип во время езды); наконец отсутствие доработок в старой Ниве, которые в полной мере присутствуют в версии "М" (модифицированной) новой машины;

Парадокс же заключался в том, что предварительные ощущения от "прослушивания" двух этих машин субъективно и без приборов давали диаметрально противоположную здравой логике картину: заметно тише была именно старая и всячески ушатанная, потрёпанная Нива моего дяди, что казалось странным и одновременно интригующим, но при этом было достойным и мотивирующим объектом для исследования. Финальным штрихом мы так же запланировали получить сравнительные результаты уровня шума какой-нибудь иномарки, в роли которой выступил очень тихий и комфортабельный внедорожник представительского класса Jeep Commander, т.к. он был доступен нам для проведения экспериментов и в целом даже находится условно в одной внедорожной категории, хоть и разной классовой принадлежности.

Прежде чем описать эксперимент и его результаты, поближе познакомимся с участниками, дабы всё было предельно прозрачно и очевидно:

  1. Относительно новая Нива Ваз 21214-М 2015 года выпуска в отличном техническом состоянии. Собственно моя зелёная Нива. Была куплена новой в начале 2016 года, версия "люкс" с кондиционером на борту. Соответственно включает в себя все заводские переделки и доработки версии "М", которые теоретически должны делать машину тише и комфортнее в сравнении со старыми версиями по словам производителя. определяем шумность нивы-15Пробег машины 10000 км в умеренно-щадящем режиме, состояние техническое близко к идеальному, нет никаких посторонних механических призвуков или неполадок. Однако пластик в салоне начал слегка поскрипывать и греметь в такт вибраций двигателя, а так же имеется лёгкий слышимый свист ветра из-за установленного на машину внешнего пластикового обвеса. В общем, идеальный образец для определения шумности традиционной нивы в хорошем состоянии, т.к. придраться в авто практически не к чему.
  2. Старенькая карбюраторная Нива Ваз 21213 2001 года выпуска в среднем техническом состоянии. Классическая карбюраторная Нива. Ещё не совсем старая модель с определёнными мелкими доработками для своего года (например едиными боковыми стёклами без форточек), но всё же уже морально и технически устаревшая. Притом состояние машины действительно во многом удручающее: следы коррозии по кузову вплоть до сквозных дыр; отваливающиеся дворники, рассохшиеся уплотнители, потрескавшийся и жутко гремящий в такт вибрациям пластик в салоне... определяем шумность нивы-16Правда технически машина на удивление "живая", двигатель работает ровно и даже тихо, словно мягко и покладисто, несмотря на слегка плавающие обороты. С точки зрения исследования создаваемого шума данный экземпляр так же крайне удачный, т.к. демонстрирует наглядно, насколько громкой Нива выпускалась в начале 2000-х (ведь без доработок она должна быть шумнее новой, неправда ли?), а так же дополнительно отличается ощутимым повышенным шумом в силу технической выработки и различных неисправностей, которые неизбежно настигают любую машину с возрастом.
  3. Представительский джип Jeep Commander 2010 года выпуска в отличном техническом состоянии. Про этот автомобиль сказать толком нечего, сама фирма и класс говорят за себя. Надёжный, комфортный, дорогой, эксклюзивный, ну и конечно же непременно тихий. В дороге эта машина издаёт едва шуршащий звук, который не то что не напрягает, а его ещё надо расслышать при условии спокойной размеренной езды. определяем шумность нивы-17Никаких скрипов, свистов или даже намёков на подобные вещи в салоне просто нет. Состояние машины близко к идеальному, посторонних шумов, стуков и призвуков по технической части так же замечено не было, само собой всё это дополняет отменная и хорошо продуманная заводская шумоизоляция. Иными словами - так же отличный экземпляр для непосредственного сравнения, Jeep будет выступать в нашем эксперименте в качестве эталонного значения того, насколько тихим и комфортабельным может быть (и должен!) любой авто.

Непосредственно эксперимент определения уровня шума и неожиданные результаты

Итак, дабы не полагаться на смутные личные ощущения, мы провели все необходимые замеры при помощи шумомера каждой машины из списка выше. Результаты оказались очень интересными: в чём-то они оправдали ожидания, в чём-то оказались шокирующими и не до конца объяснимыми логикой, но для того они и проводились, чтобы исключить возможные неправильные интерпретации или негативное влияние самообмана психики, которое бывает трудно отследить и проконтролировать. Хотя основной целью теста всё же ставилось - получить наглядные цифры и понять, насколько конкретная Нива шумная и насколько это поправимо? Справится ли шумоизоляция с такой трудной машиной, или же Lada 4x4 вовсе безнадёжный случай? Чтож, совсем скоро предстояло получить ответы, но прежде стоит уточнить условия эксперимента по замерам и учесть различные нюансы.

Думаю понятно, что замеры проводились далеко не в научной лаборатории с использованием дорогостоящего оборудования, а поэтому точность всё же несколько условна и далека от идеала или некого эталона, а результаты приблизительны. Мы старались минимизировать разницу и влияние различных внешних шумов насколько возможно, производя замеры в одинаковых условиях и на одном и том же маршруте. Так же нельзя до конца доверять показаниям "noname" бюджетного шумомера, который быть может гораздо лучше и надёжнее всех возможных альтернативных вариантов (вроде использования сомнительных программ на смартфоне), но всё ещё достаточно сырой и технически простенький, а потому погрешности несомненно есть, но результаты уже достаточно наглядны и основная цель полностью достигнута. Предостережение дано для того, чтобы не считать этот эксперимент истиной в последней инстанции, а просто хорошим способом наглядно подтвердить догадки и всяческие смутные слуховые ощущения, "расставив все точки над i".

Думаю очевидно, что интенсивность/громкость шумов машины сильно различна в зависимости от многих факторов и режимов эксплуатации, что конечно же было учтено в эксперименте. Например: громкость двигателя зависит от его оборотов, соответственно - чем сильнее нажимать на педаль акселератора, тем громче силовой агрегат будет "реветь"; тоже самое можно сказать про гул от покрышек - он будет ощутимее с повышением скорости машины; В целом, такую почти линейную зависимость можно выделить для всех компонентов/узлов/агрегатов в автомобиле, излучающих, шум, но не до конца так. Дабы не уходить совсем в дебри и не усложнять ситуацию, мы просто выбрали наиболее типичные и наиболее частые эксплуатационные режимы Нивы, с которыми неизбежно столкнётся любой водитель, на них мы и провели все замеры шумности. Методика так же максимально учитывала реальное положение слушателя/человека в салоне - микрофон шумомера находился на уровне ушей между водительским и пассажирским сиденьем, тем самым усредняя возможные результаты. Все результаты замеров приведены в децибелах (Дб).

Теперь же перейдём к самому "вкусному", непосредственно описанию замеров и их результатам на всех трёх испытуемых:

  • Двигатель на холостом ходу, машина заведена и стоит на месте. Это первый интересующий нас режим работы, т.к. машины с заглушенным двигателем хоть и отличаются друг от друга степенью изоляции от внешних уличных шумов, но не так сильно и суть в целом не меняется. Практически в любой машине даже без дополнительной звукоизоляции вполне комфортно находиться тогда, когда она сама не излучает никаких звуков, поэтому этот случай можно опустить. Теперь про холостой ход: на нём двигатель работает с минимально возможными оборотами, речь идёт про полностью прогретый до рабочей температуры двигатель. определяем шумность нивы-18Пусть мало и незначительно, но силовой агрегат уже может значительно прослушиваться в салоне и вносить коррективы в акустическую картину. Так же, двигатель на холостых оборотах часто создаёт ощутимую вибрацию, которая раздражает даже не звуковым эффектом, но всё-таки воздействует на уровне тактильного ощущения. Так или иначе, но нас интересует уровень шума на холостых оборотах у каждой машины, вот он:
    • старая Нива 51 Дб
    • новая Нива 50 Дб
    • Jeep Commander 41 Дб

    Несмотря на наглядность результатов и ожидаемость, хочется уточнить один маленький нюанс: на холостом ходу старая Нива без "подсоса" держит обороты двигателя в районе 1000, тогда как новая Нива с инжектором держит обороты в районе 800, что конечно же сказывается на интенсивности шума и напрямую влияет на "расклад сил" в пользу более новой машины. Ну а с Jeep'ом всё сразу понятно и это задаёт направление дальнейших сильных различий в уровне комфорта - разница целых 10 Дб на холостом ходу весьма существенна, в том числе и на слух воспринимается почти как полная тишина, словно изоляция от внешнего мира за окнами и внутреннего мира самой машины.

    На уровне ощущений же можно охарактеризовать режим холостого хода исключительно комфортным для всех трёх машин, нигде он сильно не напрягает и даже самый негативный и ощутимый шум двигателя почти не слышен ни на одной из Нив. Но всё же Нивы в сравнении с Джипом ощущаются "грубее" и пронзительнее - звук может быть не нервирует, но всё же присутствует и совсем в другой тональности, тогда как на Jeep'е он почти полностью сведён "на нет" и как-то сглажен.

  • Обороты двигателя 3000 на холостом ходу. Всё ещё не очень реалистичный и не самый полезный с практической точки зрения режим эксплуатации машины, однако нужный для реальной оценки степени шумности двигателя машины без участия каких-либо посторонних звуков и прочих источников шума. Таким образом, нажимая на педаль акселератора, мы можем понять исключительно, насколько двигатель автомобиля громкий/тихий, обособлено от остальных источников звука, которые производит машина. определяем шумность нивы-19Поскольку силовой агрегат в Ниве по ощущениям представляет собой гигантскую и основную проблему, требующую решения с максимальным результатом, то информацию об интенсивности звукового излучения от двигателя можно считать критически важной. Jeep не участвовал в этом испытании. Итак, насколько двигатель Нивы действительно громкий:

    • старая Нива 71 Дб
    • новая Нива 75 Дб

    Вот тот переломный момент, когда результаты исследования начинают удивлять и обескураживать. Вопреки очевидным ожиданиям можно увидеть, что новая Нива со всеми её доработками оказывается на целых 4 Дб громче, чем её же сильно постаревшая и во многом изношенная версия, к тому же на карбюраторе. Конечно речь идёт преимущественно о двигателе, но поскольку он изначально досаждает сильнее и ощутимее всех остальных узлов, - проблема сразу обретает черты и становится чуть более понятной. Действительно, показания шумомера хорошо соотносятся с личными ощущениями пребывания в двух разных нивах: новая и на слух кажется громче, притом звук двигателя можно описать как более резкий и пронзительный. Как так получается и почему новый и двигатель без выработки с кузовом, оснащённым неизношенной ещё заводской звукоизоляцией оказывается громче, притом ощутимее и сразу по двум показателям - субъективному и замеренному? Загадка, но не до конца.

    Ряд объяснений вполне подходит ситуации:

    1. Во-первых, все двигатели на разных машинах РАЗНЫЕ. Казалось бы почему? Ведь машина собирается на заводе конвеирным методом и всё почти автоматизировано. Ключевое слово тут "почти". Дело в том, что сборка автомобилей не селективная, поэтому погрешности по технической части вполне допустимы. Они-то и дают удручающую картину, которая в простом смысле сводится к простому и понятному выводу - каждая Нива по-своему уникальна, тоже самое справедливо и в отношении шумности. Т.е. стоит осознать и запомнить, что две разные нивы, выпущенные с одного конвейера на заводе - они будут немного РАЗНЫМИ по шумности и громкости излучаемых агрегатами звуков. Шокирующе, я знаю, но информация жизненно необходима, т.к. зная это вполне резонно подбирать машину на этапе покупки в том числе и методом её "прослушивания", как бы странно это не звучало и не казалось;
    2. Во-вторых, выработка ресурса машины и притирка деталей узлов и различных механизмов не всегда приводит к повышению шумности их работы и вполне допустим обратный вариант, когда они начнут работать ощутимо тише. Как это понять? Ничего сложного: в результате выработки может увеличиться зазор, что скажется и на свойствах взаимного трения и звука, который происходит в процессе этого. Таким образом, в частном порядке вполне возможно, что автомобиль с большим пробегом будет заметно тише нового и ещё необкатанного агрегата.
    3. В-третьих, стоит учесть влияние разного масла. Поскольку двигатель и вся трансмиссия работают практически "по маслу" в прямом смысле слова и все движущиеся части перечисленных узлов буквально "купаются" в нём и постоянно покрыты маслянистой плёнкой, то от свойств масла так же во многом зависит громкость такой работы. Конечно же, это тоже нелишне учитывать, подбирая масло по параметрам вязкости и другим определяющим.

    Теперь про субъективные ощущения, которые полностью совпадают с полученными в результате измерений цифрами. Новая Нива определённо звучит громче, в частности её двигатель, т.к. на текущем этапе рассматривался только его вклад в картину шумности. Слуховое восприятие можно описать так: когда сидишь в салоне более новой Нивы, то звук двигателя на оборотах в районе 3000 ощущается острым и пронзительным, более акцентированным в области средне-высоких частот. Будто двигатель надрывается и находится он совсем совсем близко, словно проникает в салон. На старой Ниве, несмотря на вездесущий треск и дребезг "уставших" пластиковых элементов салона, звук самого "урчащего" двигателя гораздо мягче, тише и более покладисто. Он воспринимается скорее "шелестом на фоне", чем раздражающим рыком где-то поблизости. Таким образом, независимо от причин, старая нива гораздо тише и потому закономерно комфортнее.

  • Обороты двигателя 3500 на холостом ходу. Данное измерение было сделано скорее с целью подтвердить правило и убедиться в том, что шумность двигателя возрастает по мере того, как он набирает обороты. В итоге подтвердилось всё, правда в несколько неожиданной манере, т.к. с повышением оборотов картина с интенсивностью звукового излучения слегка сглаживается и выравнивается, особенно при условии сравнения двух Нив между собой. Результаты получились следующие:

    • старая Нива 78 Дб
    • новая Нива 79 Дб

    Тенденция сохраняется и новая Нива по-прежнему парадоксально громче, чем её старший собрат (пусть всего на 1 Дб, но всё же факт остаётся фактом). Однако, общий уровень шумов приближается к практически запредельному и реально напрягающему и, у обеих машин он ощущается одинаково негативно, оставляя лишь желание сбежать куда подальше из салона, или хотя бы как-то повлиять на ситуацию. Любопытно и то, что интенсивность звука приближается практически к опасной для сохранения слуха у человека, хотя таковой планкой можно считать всё что выше 90 Дб, но отметка в 80 Дб уже практически повторяет тот уровень шумового давления, что приходится испытывать на себе в старом вагоне московского метро, т.е. практически недопустимый, особенно для современного легкового автомобиля, каким бы морально устаревшим он ни был. И всё это только лишь вклад двигателя, а что будет дальше...

  • В дороге на скорости 60 км/ч по спидометру.
    Наконец очередь дошла до более реалистичных и повседневных условий эксплуатации автомобиля, с которыми сталкивается любой водитель Нивы, особенно если часто приходится совершать поездки в черте города (несмотря на то, что это не совсем родная стихия Нивы по определению). В дороге к звуку двигателя и окружающим шумам прибавляется и огромное количество других, не менее громких и раздражающих, а значит всё таких же проблемных. определяем шумность нивы-20В частности, тут мы имеем дело с трансмиссией в лице вращающихся приводов и шестерёнок в КПП и РКПП (у Нивы постоянный полный привод, реализованный на механике), а так же со звуком сопротивления встречного потока воздуха и с шумом покрышек по асфальту. Можно ещё вспомнить звук работающей подвески (сжимающиеся амортизаторы и пружины), возможный визг тормозов при соприкосновении колодок о диск/барабан, а так же просто огромное множество труднопрогнозируемых динамически возникающих спонтанных звуков под воздействием "игры" кузова и различных смещений плоскостей и поверхностей. Иными словами, на скорости мы можем услышать и ощутить весь возможный и достаточно широкий (по частотному диапазону в т.ч.) спектр шумов, генерируемый машиной. Вот какие результаты были получены на этой скорости:

    • старая Нива 73 Дб
    • новая Нива 72 Дб
    • Jeep Commander 61 Дб

    Все машины на средней скорости демонстрируют уже достаточно громкое поведение, по крайней мере в сравнении даже с работой двигателя на холостых оборотах. Даже тихий Jeep поднимает планку до 61 Дб, что уже ощутимо на слух как отчётливый источник звука. Впрочем, он всё-равно ожидаемо остаётся самой тихой машиной, лидируя с отрывом в 11 Дб от Нив, а ведь скорость 60 км/ч ещё далеко не предел и совсем не та скорость, с которой положено держать машину на скоростной трассе. По результатам замеров же интересно ещё и то, что обе Нивы выравнивают свои показатели громкости примерно до одного уровня, что немного удивляет, если учесть, что двигатель старой Нивы звучит заметно тише, как выяснили чуть раньше. Видимо тут сказывается совокупность всех звуков, которые наложились на звук работающего двигателя и их общая интенсивность примерно одинаковая во всех Нивах, даже если в отдельных моментах они громче или тише, поскольку речь больше идёт о пиковом и пороговом восприятии интенсивности звукового излучения, что и показывает шумомер в цифрах.

    Субъективно и на уровне слуховых ощущений остаётся только подтвердить полученные данные. Таким образом можно сказать примерно следующее: Jeep на скорости 60 км/ч предельно тихий и комфортный. Конечно, если прислушиваться, то слышен отдалённый "фоновый" звук работы его силового агрегата, а так же шум покрышек по асфальту и общий фон внешних уличных звуков. Но всё перечисленное абсолютно не напрягает и не раздражает, т.к. слышится сглаженно и мягко, все звуки примерно на одном уровне и воспринимаются как общий фон "присутствия", нежели чем что-то акцентированное. А вот в Нивах картина уже совсем другая, впрочем и цифры не дают соврать - лишние 11 Дб уже куда отчётливее обращают на себя внимание и не позволяют их просто проигнорировать.

    В отличие от Jeep'a, звуки эти выходят с заднего плана вперёд и акцентируются на слух. И понимаешь, что двигатель звонко и пронзительно-неприятно наполняет салон шумом, словно его детонация и ход поршневой группы происходит в считанных сантиметрах (даже не метрах). Тоже самое происходит с остальными шумами, которые становятся отчётливее и заметно портят картину желаемого комфорта. Пока ещё не очень ощутимо, но уже вполне явно появляется гул трансмиссии в низкочастотном диапазоне, беспардонно громко и совершенно неприемлемо ревёт двигатель в салоне, немного к этому примешивается гул покрышек об асфальтовое покрытие и, если прислушаться, появляется множество других мелких призвуков, которые совокупностью создают всю это бессвязную звуковую какофонию, наполняя её с разных сторон слышимого частотного диапазона. Картина удручающая, но ещё не смертельная, и можно сделать смелый вывод, что на Ниве относительно комфортно и хотя бы приемлемо можно ездить именно в таком среднем темпе, где она хоть и напрягающая, но ещё терпимо громкая и эти звуки не мешают ни возможности разговаривать, ни способности концентрироваться на дорожной обстановке. Впрочем, на этой же отметке в 60 км/ч акустический комфорт Нивы и заканчивается, не успев толком даже начаться.

  • В дороге на скорости 80 км/ч по спидометру. Такая скорость уже становится определённым камнем преткновения, т.к. шумы продолжают нарастать и множиться, что больше всего заметно конечно же в Ниве с её плохой звукоизоляцией и своеобразным конструктивным замыслом. В общем смысле можно сказать, что звуки, которые появились в движении ранее - заметно набирают обороты и смешиваются в общую "кашу", становясь отчётливо слышимыми, даже если машина разгоняется в щадящем режиме. определяем шумность нивы-21Jeep остаётся верен себе и сохраняет все показатели комфорта, все его звуки так же остаются в фоном режиме, ощущаясь больше как далёкий шелест, и даже на этой уже весомой скорости почти никак не обращают на себя внимания. А вот для Нив отметка 80 км/ч уже находится за гранью допустимых рамок, притом на всех возможных планах, от субъективного до результата в цифровом эквиваленте. А вот и они:

    • старая Нива 75 Дб
    • новая Нива 75 Дб
    • Jeep Commander 64 Дб

    Чтож, результаты говорят сами за себя и практически не требуют пояснений. Ситуация с Нивами достаточно плачевная и разница по началу не кажется драматичной с прошлым измерением на скорости 60 км/ч (всего 2 Дб), хотя на слух картина совсем иная, виной тому большая энергетическая наполненность шумового частотного спектра, который раздражает и утомляет не только на коротких пиках среднечастотного отрезка, но уходит и далеко вниз и даже вверх, делая шум по-настоящему нестерпимым и противным для всех, кто находится в салоне автомобиля. Виной такой нелицеприятной картины выступают новые звуки, которые были не слышны (или чуть слышны) на меньших скоростях, в частности: начинает заметно выть легендарная раздатка, притом на обеих нивах, а так же появляется не до конца понятный всезаполняющий низкочастотный гул, который скорее всего следствие резонанса кузовных элементов. В добавок к сказанному, становится слышен свист и шум ветра и встречного потока воздуха, стало быть сказывается неутешительная "кирпичная" аэродинамика Нивы. Другое дело с Jeep'ом, хоть он и набрал 64 Дб (что может показаться много), но они по-прежнему не ощущаются и не влияют на состояние некого расслабленного спокойствия, в котором пребываешь в салоне этой машины.

    Любопытно и то, что несмотря на изначальную разницу интенсивности звучания двух Нив друг с другом, но на скорости 80 км/ч их общая громкость чётко сравнялась и шумность можно считать одинаковой, пусть она и отличается по тональной характеристике. Новая Нива субъективно по-прежнему ощущается острее и выше по тональности, а старая более мягким и приглушённым звуком, однако фон интенсивности из всей совокупности звуков стал одинаковым и на скорости 80 км/ч оба 3-ёх дверных советских внедорожника остаются недопустимо громкими.

    Что же касается субъективной характеристики, то она снова вторит цифрам, правда чуть менее сдержанно. Про Jeep говорить даже не хочется, он остаётся эталоном тихой машины и на скорости 80 км/ч лишь слегка дополняет акустику салона какими-то сторонними шумами, которые ощущаются естественно и гармонично. С Нивами совсем другая история и если цифры говорят о разнице всего на 2 Дб, то слух и мозг интерпретируют общую картину шумности иначе, гораздо критичнее. Шумы в Нивах заполняют всё пространство салона, они бесцеремонно вторгаются словно отовсюду и складываются в единый источник шума, состоящий из целого набора разрозненных звуков, но не менее противных и несдержанных. На данной скорости в Нивах появляются абсолютно все шумы, которыми она может похвастаться, притом каждый при желании достаточно ясно прослушивается отдельно от всех остальных (если сосредоточиться на нём).

    Так, придётся услышать наконец вой и гул раздаточной коробки, фирменную и знаменитую звуковую "болячку" любой Нивы, которую похоже не способны искоренить никакие ухищрения, кроме глобальных. Дальше двигатель, несмотря на допустимые обороты в коридоре 3000 на пятой передаче, - он слышен весьма отчётливо, и крайне негативно сказывается на ощущениях от пребывания в салоне, особенно если планируется длительное нахождение в машине в режиме монотонного движения по трассе, то моментально чувствуется усталость и утомляемость уже по прошествии 10-15 минут. Ко всему этому добавляется шум покрышек (он становится громче, хотя на фоне остальных звуков теряется), свист и гул ветра за окном (несмотря на то, что окна плотно закрыты), и наконец резонансы самого кузова, выраженные пронзительным низкочастотным гулом, который будто бы "везде и нигде". Уже на этой скорости о понятии комфорта можно забыть: становится трудно разговаривать с собеседником, невозможно слушать музыку на приемлемой громкости, наконец просто испытываешь заметное утомление, раздражённость и снижение реакции. Ситуация ужасна хотя бы потому, что это ещё не предел скоростных характеристик машины, а уже всё достаточно плохо...

  • В дороге на скорости 100 км/ч по спидометру. Вот мы и добрались в разборе ситуации до "трассовой" скорости, а именно той, с какой принято более менее удобно, комфортно и ещё относительно безопасно передвигаться по трассам на дальние расстояния. Казалось бы понятно, что Нива не разрабатывалась специально для таких условий, однако машина остаётся первым полноценным кроссовером во всех смыслах, а потому скоростное движение на дальние дистанции по дорогам общего пользования не должно быть чем-то нереальным и запредельным. определяем шумность нивы-22Как часто бывает, практика слегка расходится с теорией. Картина ожидаемого в общем-то оправдывается на высокой скорости, Jeep снова остаётся верен эталону комфорта (среди 3-ёх испытуемых), тогда как Нивы скатываются к худшим результатам, что сигнализирует основу акустических проблем этого непростого автомобиля. Результаты замеров таковы:

    • старая Нива 77 Дб
    • новая Нива 79 Дб
    • Jeep Commander 67 Дб

    Рассматривая полученные результаты замеров, сходу в глаза бросается разброс между двумя Нивами, который может показаться кому-то не столь существенным, но на практике это далеко не так. Кажущаяся разница, которая составляет всего 2 Дб, на деле она очень хорошо прослушивается и практически определяется, притом как и показывают цифры - совсем не в пользу новой "доработанной" версии машины. Глядя на всё это уныние автоматически возникает вопрос: "Что они там дорабатывали и почему машина 2016 года выпуска с минимальным пробегом действительно на порядок громче своей уставшей "старушки сестры"?. Однозначного ответа нет, но факты говорят сами за себя и крайне расстраивают. Можно лишь предположить, что основу разницы в создаваемом уровне шума составляет та самая погрешность в качестве сборки узлов и агрегатов разных версий машины: получается в прямом смысле слова, что каждая вторая Нива - это в чистом виде лотерея, где либо везёт наткнуться на хорошо собранный и сбалансированный технически агрегат, либо же остаётся довольствоваться тем, что хоть как-то получилось и хоть как-то едет.

    Субъективные ощущения от всех машин однозначные и они в который раз подтверждают наглядные данные, полученные замерами. Jeep на скорости 100 км/ч очевидно демонстрирует породу настоящей и сверхкачественной иномарки, в которой отсутствую сторонние призвуки, а уровень шумов сведён до оптимального минимума. Конечно при желании на этой скорости без напряга прослушивается отдалённый "рёв" силового агрегата, шум встречного потока ветра (всё же аэродинамика машины далеко не гоночная и даже не совсем обтекаемая), шум резины по асфальту и другие незначительные шумы. Главная же особенность, способствующая сохранению комфорта (в том числе акустического), заключается в том, что все наблюдаемые звуки в салоне авто остаются тихими и еле слышными, не превышая допустимую планку громкости, когда становится действительно невыносимо или как-то способно повлиять на настроение. Поэтому Jeep даже на скорости 100-110 км/ч, несмотря на относительно высокие показатели шумности, остаётся крайне тихим люксовым авто, к которому не придраться. Недаром эта модель по-праву относится к "premium" классу. Дальнейшие её замеры уже нецелесообразны, итак картина вполне ясная.

    А вот с Нивами на скорости 100 км/ч начинается натуральная беда, когда машина из относительно приемлемой и сносной (на других скоростях) вдруг превращается в натуральное "исчадие ада". Так и хочется сказать: "Если хотите узнать реальные возможности того или иного автомобиля по части комфорта, то разгоните его до 100 км/ч". С Нивой это правило работает безукоризненно и даже пугающе чётко. Если до 80 км/ч машина оставалась хоть как-то терпимой, то в районе 100 км/ч (притом на пятой передаче с умеренными оборотами) она переходит все границы допустимого. Шум в районе 80 Дб конечно не смертельный с точки зрения физиологии и ещё не начнёт сажать слух, но он уже весьма интенсивный и говоря простым языком - очень громкий. Нива на 100 км/ч гудит как самолёт, взмывающий в высоту, или как очень громкий и несогласованный по шумам пылесос, сравнений можно придумать великое множество, но все они будут лишь приблизительно отражать действительность. Как говорилось выше, комфорт Нивы закончился на отметке 80 км/ч, а всё что выше уже трудно даже оценивать в пределах каких-то допустимых рамок.

    Быть может для автопрома 70-х годов такой уровень интенсивности шумов ещё был адекватным, но по современным меркам и в сравнении с любой даже самой старой иномаркой - Нива не выдерживает никакой критики. Итак, что происходит с шумами на высоких скоростях? В простом смысле можно сказать, что все они достигают пика своей интенсивности. В первую очередь двигатель, который неминуемо "крутится" в районе 3000 оборотов на обозначенной скорости, он весьма отчётливо прослушивается словно совсем рядом, будто перегородки нет вовсе, при этом он ощутимо ревёт и очень напрягает. К силовому агрегату добавляется раздатка, чей фирменный вой усиливается до невероятной степени, к тому же обрастает сверху множеством нежелательных призвуков, уходя вниз по тональности от своего первоначального средне-высокочастотного завывания. Наконец, всю эту картину трудновообразимого грохота от совокупных шумов работающих агрегатов дополняет некий непонятный низкочастотный гул, который будто концентрируется в середине салона и идёт словно отовсюду, без возможности однозначной локализации направления. Откуда он берётся? Сказать трудно, тем более на основе услышанного, можно лишь предположить, что гул возникает вследствие резонанса всех поверхностей кузова, т.к. вибраций в ниве очень много, а многие вовсе передаются напрямую от различных агрегатов, без намёка на виброразвязку.

    В принципе, все перечисленные звуки уже присутствовали в полной мере и на меньших скоростях в нивах, однако на отметке 100 км/ч и выше их концентрация становится близка к максимальной и превращается в нестерпимую, долго выдерживать которую не представляется возможным. Поскольку все присутствующие сидят в окружении какофонии звуков высокой интенсивности, которая и по цифрам и субъективно приближается к пороговым отметкам, после которых звук уже будет наносить урон здоровью во всех смыслах. При этом старая карбюраторная Нива остаётся заметно более тихим и комфортабельным с акустической точки зрения экземпляром, если слово "комфорт" хоть немного актуально в данном контексте, и разница 2 Дб действительно присутствует, в том числе сказываясь и на тональности звучания.

  • В дороге на скорости 110 км/ч по спидометру. Последний этап измерений, который ещё немного актуален и несёт в себе толику полезной информации. Хотя Jeep замерять уже не было никакой необходимости и ситуация с акустическим комфортом этой машины итак понятна, поэтому на этой скорости рассмотрим только две Нивы. В таком скоростном режиме можно окончательно убедиться, какой представляется акустическая картина Нивы на больших "трассовых" скоростях. Скорость 110 интересна ещё и тем, что по субъективным ощущениям, шум на этой отметке практически не видоизменяется с дальнейшим повышением скорости. определяем шумность нивы-23Точнее сказать, если скорость становится выше то начинает "гулять" тональность гула, но интенсивность остаётся примерно на прежнем уровне. В любом случае примерно на скорости 110 км/ч машина являет собой самое громкое своё состояние, выдержать которое в длительном режиме проблематично и сможет не каждый. Именно затяжные поездки в таком скоростном режиме часто вынуждают прибегнуть к вибро-шумоизоляции Нивы, чтобы хоть как-то снизить громкость шумов Нивы и добиться какого-то подобия комфорта, чтобы в машине было приятно находиться.
    Картина получилась следующей:

    • старая Нива 80 Дб
    • новая Нива 80 Дб

    Результаты внезапно сравнялись и обе машины одинаково громкие, притом очень громкие, т.к. цифра 80 Дб сигнализирует о практически граничном уровне интенсивности звука, который уже с научной точки зрения может представлять опасность для человека, притом как для слуха, так и для психики. Но почему громкость вдруг сравнялась? Объяснений этому может быть очень много, но самое простое и понятное - в старой ниве, несмотря на более тихий уровень громкости двигателя и других узлов (как выяснили выше), вошли в резонанс кузовные и пластиковые панели, которые "возбудились" другими шумами/вибрациями и с их помощью стали сами выполнять роль излучателей с высокой степенью интенсивности. Ведь с повышением оборотов вращения всяких валов, шкивов и движущих частей - повышается также излучаемая ими громкость, а дальше всё идёт по цепочке и в некотором смысле непредсказуемо. Т.к. например, если в старой Ниве заметно тише работает двигатель, то при этом стоит учитывать более скрипучий и сильно уставший от времени пластик салона, который в определённых условиях даёт о себе знать и прибавляет шумов в копилку. Так из разрозненных шумов и рождается финальная общая громкость.

Вывод получается в целом простой и понятный

Нива на своей "крейсерской" скорости - это практически невыносимый по параметрам акустического и психологического комфорта автомобиль, который буквально требует незамедлительного принятия звукоизоляционных мер. Помогут они или нет? Окажутся ли достаточно эффективными и способными погасить столь внушительный фронт звуковой атаки? На эти вопросы сможет ответить только практика в попытке зашумить машину и произвести замеры "после" сравнив их с результатом "до" (благо он теперь имеется). Но на основании того, что удалось замерять и понять субъективно, можно сказать весьма определённо, что никакая штатная Нива не годится для установки автозвука в принципе, до принятия мер по ШВИ. Поскольку перекрикивать музыкой неистовую какофонию шумов - это уж точно не путь уважающего себя меломана или просто человека, который понимает истинную ценность музыки как искусства. В свете всего сказанного удивляет пожалуй лишь одно: "Почему технические доработки Нивы в 2009 году, направленные в том числе на повышение акустического комфорта, не возымели никакого эффекта? Если не сказать больше - почему они возымели обратный эффект? Все эти вопросы наверное останутся без ответа, зато факты налицо и они перед глазами...

Поделиться в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *