Как выбрать автомобиль для автозвука. Какой лучше?

установка автозвука в автоТрадиционно люди привыкли выбирать/покупать себе машину, основываясь на определённых практических требованиях, предъявляемых будущему 4-ёх колёсному транспорту. Список этих пожеланий в сторону автомобиля часто абстрактен и редко носит характер полностью обдуманного и взвешенного решения. Чаще всего люди совершают такое ответственное действо импульсивно "на эмоциях", сравнимо с первой влюблённостью: когда чувства зашкаливают, а мозг (рациональная сфера) выключается. Думаю не секрет, что такой подход к весьма значимому событию в своей жизни ошибочен и несёт в себе только проблемы. Действительно, подумайте сами: скольких людей устраивает их автомобиль? Сколько меняют машину в первый год-два эксплуатации? Как много людей находятся в вечном поиске "своего" автомобиля? Таких большинство и это даже в какой-то степени нормально. Машина в современном мире перестала быть объектом недоступной роскоши, превратившись в расходный материал...

И хотя проблема правильного и окончательного выбора своего авто актуальна на все времена, данная статья попытается зайти к ней с другой, новой стороны. В процессе выбора своего 4-ёх колёсного помощника люди чаще всего привыкли рассматривать только основополагающие, ключевые и фундаментальные моменты, оставляя в стороне все прочие, якобы незначительные, с мыслями: "если что-то не так, то всегда можно доработать и улучшить". Так вот - это не всегда так, точнее сказать, это не всегда экономически целесообразно, хотя впоследствии может оказать существенную роль в том, чтобы машина устраивала во всём. И тут мы как раз вплотную подходим к вопросу того, когда выбрать автомобиль для автозвука действительно важно.

установка автозвука в авто 1Чаще всего при выборе машины человек думает примерно так: "мне нужны хорошие внедорожные качества и высокий клиренс"; или же наоборот: "нужна хорошая динамика разгона, приземистость, управляемость". Иными словами - в ход идут основополагающие факторы, которые безусловно важны в первую очередь, спору нет. Но потом ситуация усугубляется и наш будущий "горе-автолюбитель" вспомнит какие угодно параметры машины, кроме тех, что касаются непосредственно будущей установки автозвука. Даже комфорт чаще оказывается выше по значимости, нежели например изначально добротная звукоизоляция, хотя она тоже казалось бы относится к комфорту, только уже акустическому. Так вот, среднестатистический человек, покупающий машину, будет учитывать любые "за и против" агрегата своей мечты: от вместительности багажного отделения до импонирующего внешнего облика... Хотя достаточно лишь один раз правильно выбрать автомобиль для автозвука и устранить возможную проблему на самом раннем этапе. Потому данный материал призывает пересмотреть приоритеты тем людям, кто выбирает себе верного спутника по жизни в лице 4-ёх колесного помощника и хочет, чтобы он устраивал во всём, в том числе и в плане интересной возможности по созданию на его основе полноценной музыкальной "консерватории". Особенно данная статья будет полезна меломанам (в том числе начинающим), желающим совместить свою страсть к музыке высокого hi-fi класса с любимым автомобилем, благо это возможно, но подойти к вопросу желательно с умом и хотя бы заранее (на этапе выбора авто самое время).

Что в автомобиле мешает строить качественный автозвук?

Любой меломан так или иначе подтвердит Вам, что для возможности полноценного наслаждения звуком наиболее значимо отсутствие во время прослушивания помех или внешних звуков, простыми словами. Действительно, высказывание вполне обосновано со всех сторон, ведь пытаясь насладиться качеством и уловить все малейшие детали любимых композиций нам по-настоящему важно воспринимать лишь целенаправленный звуковой материал, тогда как любые посторонние призвуки способны значительно видоизменить звуковую картину, внося элемент неизбежного психологического раздражения и дискомфорта. установка автозвука в авто 2Представьте, что Вы любуетесь красивой картиной в музее, пытаясь прочувствовать замысел художника, уловить настроения, атмосферу, некий заложенный в произведение искусства посыл... Согласитесь, что процесс этот во многом интимный и личный, потому он требует и правильного оформления залы, и продуманного направленного освещения и даже соблюдения тишины в зале, дабы иметь возможность полностью слиться с объектом искусства в неком подобии незримого диалога... А теперь представим, что в картинной галерее фоном за полотнами поставят танцпол и устроят шумную дискотеку. Сможем ли мы в этом случае насладиться прекрасным? Навряд ли. Порой даже дети, которые громко бегают и несдержанно кричат, - даже они сильно портят миг эстетического наслаждения.

Со звуком (тем более hi-fi или hi-end уровня) ситуация обстоит точно таким же образом. Для любого меломана прослушивание любимых композиций - это особое таинство, путешествие в мир душевных переживаний, понятных только ему. В идеале ничто не должно вмешиваться в этот процесс со стороны и как-либо отвлекать, тем более видоизменять первоначальную звуковую картину. С данной позиции лучше всего слушать музыку в плотных закрытых наушниках где-то в ночной тиши родного дома и, казалось бы, получать от этого неописуемый экстаз. И правда, зачем нужно что-то ещё, если есть хороший и проверенный способ насладиться качеством без помех извне? Однако так уж сложилось технически, что звук любых наушников априори не обладает должной шириной, объёмом и главным образом не может приблизиться к имитации акустики зала/концертной площадки. установка автозвука в авто 3Да, в наушниках можно получить звучание поразительного качества, практически 100% приближаясь к оригинальной записи, но при этом мозг обмануть не получится и он всегда будет считать такой звук "мелким", зажатым, излишне плоским и скупым, несмотря на то, что наушники опять-таки могут без труда отыграть весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеческим ухом. Но вот беда: часть ощущений во время прослушивания музыки (особенно в области низких частот) улавливаются тактильно, при помощи приятной вибрации или так называемого басового "панча" (от англ. - удар) мы получаем целостную акустическую картину присутствия, в которую способны поверить с закрытыми глазами. Иными словами, вполне реально построить аудиосистему такого уровня, что мы виртуально будем представлять вокалиста, стоящего недалеко от нас на сцене и передвигающегося по ней в виртуальном объёме. Никакие наушники не смогут добиться такого эффекта, хотя построить систему столь высокого уровня в авто не составит большого труда и денежных затрат.

Проблема автомобиля в качестве основы для хорошего звука

Именно в этот момент раскрывается та самая проблема акустического шума и всяческих помех, неизбежно возникающих в любом автомобиле, даже в самом тихом и хорошо звукоизолированном. Если в примере с наушниками действительно можно свести уровень посторонних шумов практически до нуля (даже порой качественная и плотная звукоизоляция амбушюр справляется с этой задачей), то в автомобиле этого не добиться практически никак, даже затратив уйму усилий и денег. Просто получается так, что машина сама по себе является постоянным источником шума, при этом создавая его динамично и не всегда очевидно. Шумы, генерируемы разными частями и деталями авто - они носят часто сложную природу возникновения и распространения (различные валы своим вращением и неудачным расположением создают трудногасимые звуковые волны, у автомобиля резонирует (издаёт собственный звук на определённой частоте) сам кузов, и т.д.). Бороться со всеми этими явлениями бывает крайне трудно даже с полным знанием теории звука.

установка автозвука в авто 4Попытаемся ответить на главный вопрос темы: "Какие узлы в автомобиле являются источниками паразитного шума и какой автомобиль предпочтительнее в качестве основы для построения высококачественного звучания?". Ответ прост и очевиден: самой лучшей "основой" для организации автозвука будет наиболее тихий автомобиль, притом не столько с точки зрения хорошей звукоизоляции в нём, сколько по тому, насколько тихо работают его узлы и агрегаты. Только в данном случае выбранный автомобиль для автозвука можно считать по-настоящему удачным. В этом смысле мы стоим на пороге светлого будущего, плавно вступая в эру электромобилей - наиболее тихих и привлекательных с точки зрения акустического комфорта машин, т.к. их двигатель работает практически бесшумно, особенно в сравнении с любым бензиновым агрегатом. Но пока время электрокаров ещё не пришло и они далеки от дешёвого массового производства (а так же обладают рядом существенных недостатков), то придётся мириться с существующим ныне автопарком и решать многочисленные проблемы потенциально шумных автомобилей.

установка автозвука в авто 5Что же делает большинство нынешних авто такими громкими и лишает акустического комфорта? Нежелательный шум создают в машине многочисленные подвижные части и механизмы, притом характер шума разный, и захватывает он разные звуковые частоты во всём слышимом спектре, с упором на средний и низкий диапазон. Первым в списке такой нежелательной "паразитной" деятельности выступает двигатель - основной агрегат автомобиля, он же и самый яркий источник громкого звука. Внутри корпуса двигателя происходит столько всего, по сути он как миниатюрная версия реактора, который приводит автомобиль в движение посредством энергии контролируемых взрывов. А ещё в двигателе постоянно совершается разнообразное движение в разных направлениях: вращаются валы, ходят поршни, молотит цепь или ремень... И всё это на дичайших скоростях исчисляемых тысячами оборотов в минуту. Неудивительно, что почти в любой автомашине двигатель будет "слабым звеном" и наиболее выраженным источником постороннего шума.

Бензин или дизель? В вопросе двигателя с точки зрения шумности пристуствуют два варианта: бензиновый или дизельный агрегат. На самом деле выбор тут элементарно прост, буквально до безобразия. Если нам хоть сколько-то важен повышенный акустический комфорт и отсутствие нежелательных призвуков со стороны двигателя - то наш выбор будет однозначно бензиновый мотор! Дело в том, что принцип работы этих двигателей слегка отличается (пусть не сильно, но всё же). Не буду вдаваться в тонкости конструктивных отличий, скажу только главное: из-за особенностей конструкции дизельный двигатель всегда работает громче бензинового! Если кому-то доводилось слышать звук одного и другого "автомобильного сердца" в отдельности или даже сравнить их, то он знает, что дизельный двигатель даже на холостых оборотах издаёт такой характерный постукивающий шум, напоминающий отдалённо звук трактора. установка автозвука в авто 6Этот призвук даже имеет устоявшееся название - "дизеление". Вот это самое паразитное дизеление будет заклятым врагом меломана, нацелившегося на хорошее звучание в своём авто без посторонних призвуков. Да, несомненно у дизельных двигателей есть свои преимущества по сравнению с бензиновыми агрегатами (например более высокое КПД), но обычно они не сильно существенны, притом очевидных недостатков куда больше: тот же повышенный шум и значительное загрязнение окружающей среды вредными выхлопами. Поэтому лично я настоятельно рекомендую избегать дизельных автомобилей всеми силами, если только этот момент не является действительно решающим камнем преткновения при выборе автомобиля, но в этом случае Ваш будущий автозвук существенно пострадает в качестве, стоит это учитывать изначально.

Но на этом проблемы машины только начинаются. Помимо "сердца" машины, посторонние звуки сложной природы издают все вращающиеся элементы после двигателя, приводимые им в движение, в частности это: различные валы, коробки передач/раздатки, крестовины в мостах и наконец сами колёса/покрышки. Все эти элементы вместе буквально "складываются" друг с другом, образуя совместную какофонию разнородных звуков, интенсивность которых может доходить до 80-100 дб в отдельных случаях, что будет сопоставимо с гулом вагона метро! Конечно сейчас уже редко встречаются столь запущенные "громкие" случаи, но всё же многие современные авто ещё остаются излишне шумными и в целом неподходящими для установки высококачественного хай-фай звучания с нуля, без каких-либо доработок.

Теперь, когда мы узнали что любой автомобиль по природе своей далёк от идеала в качестве отправной точки для организации хорошего звучания, попробуем рассмотреть возможности и найти выход из ситуации, если и не идеальный, то хотя бы приемлимый. На практике образуется всего два возможных варианта приведения акустического комфорта автомобиля в приемлимое для прослушивания качественного звука состояние:

  1. выбор изначально тихого, хорошо сконструированного и продуманного на заводе автомобиля с изначально достойной звукоизоляцией, который практически не потребует доработок (или же минимально необходимые)
  2. звукоизоляция имеющегося в распоряжении "громкого" авто в попытке привести его акустический комфорт до приемлимого уровня.

Сразу стоит сказать, что первый вариант, подразумевающий изначально тихий автомобиль для автозвука, гораздо предпочтительнее, проще и лучше, и не только из-за сложности правильного звукоизоляционного процесса во втором случае, а скорее еще и потому, что нередко машины конструируют настолько плохо в попытке удешевить производство и т.п. что обычно получившееся "творение" оказывается вовсе безнадёжным с точки зрения хоть как-то повлиять на акустическую картину в нём. Однако рассмотрим оба пункта в деталях:

  • Изначально грамотно сконструированный с точки зрения звукоизоляции автомобиль. Однозначно самый наилучший вариант из всех, позволяющий подойти к теме автозвука с наименьшими затратами и головной болью. При всём при этом наиболее дорогостоящее решение, в том числе и сильно ограничивающее по ряду основополагающих моментов. Дорогостоящее оно потому, что конструктивно "тихие" автомобили чаще всего относятся к так называемому "премиум" классу, что автоматически сказывается на их ценнике, делая его часто негуманным, даже в случае покупки б/у машины. Так же такие ТС очень дороги в обслуживании и эксплуатации. установка автозвука в авто 7Но, пожалуй главный минус заключается в том, что человек, покупая фактически машину под автозвук, ориентируясь на параметр акустического комфорта, ему скорее всего придётся пожертвовать другими своими "хотелками" от авто своей мечты, т.к. редко машина "по душе" соответствует сразу всем требованиям и возможности совпадают. Поэтому, если Вам удалось приобрести такой хороший и дорогостоящий автомобиль с задатками "крадущейся мыши" по уровню генерируемого им шума, если он устраивает Вас во всём и всячески импонирует, если его обслуживание, ремонт, налог и прочее не вылетает в копеечку - тогда остаётся Вас только искренне поздравить и пожелать успехов на поприще автозвуковых достижений, поскольку хороший старт уже обеспечен и скорее всего особой доработки шумоизоляции такая машина не потребует (за исключением необходимой обработки дверей и каких-то локальных зон по желанию).
  • Доработка имеющегося авто, независимо от его характеристик шумности. Наиболее распространённый в практике случай, и притом наиболее обоснованный, т.к. редко кто покупает автомобиль исключительно для построения автозвука (разве что в конец увлечённые люди). В таком случае приходится мириться с той картиной посторонних шумов, какая досталась вместе с автомобилем. Тут могут быть варианты: от удовлетворительных и приемлемых (но всё равно требующих доработки) до откровенно ужасающих и плачевных (где иногда трудно что-то исправить). В большинстве бюджетных автомобилей "эконом" и низкого класса ситуацию с посторонними шумами и призвуками вполне можно исправить, правда уровень денежных вливаний и собственных сил может быть настолько негуманным, что вопрос о замене автомобиля на более акустически-комфортный может быть более целесообразным в этом случае. Есть ряд автомобилей (особенно старых), где вовсе можно поставить крест на автозвуке ввиду конструктивной ущербности (установка автозвука в авто не будет иметь смысла) и запредельному уровню шумов в салоне, погасить которые будет реально только комплексной переделкой кузова (да и то сомнительно), а стало быть абсолютно нецелесообразно. установка автозвука в авто 8К таким примерам можно отнести старые "военные" Уазы, запорожцы и в общем все те машины, которые были непозволительно громкими и шумными сразу с завода. К счастью, подобные примеры больше относятся к исключениям, т.к. вряд ли кто-то сознательно станет покупать и эксплуатировать УАЗ в качестве платформы для качественного hi-fi звука (всякое бывает, но горе такому человеку). Так или иначе, но ситуация такова, что имея на руках достаточно шумный автомобиль, ему автоматически потребуется комплекс шумоизоляционных мер для улучшения ситуации акустического комфорта и самой возможности построить серьёзную систему. Чаще всего такой комплекс будет весьма дорогостоящим и в тоже время трудозатратным. Но важно заметить, что без проведения серьёзной шумоизоляции в изначально шумных авто ориентироваться на серьёзную систему не будет никакого смысла, если только не планируется слушать музыку на заглушённом двигателе где-то в поле на задворках цивилизации.

Вот мы и разобрались, что с точки зрения автозвука нам очень желательно обзавестись автомобилем по первому варианту, т.е. выбрать автомобиль для автозвука с изначально тихими и акустически комфортными данными с рождения. Не всегда такие автомобили стоят дорого и зависит этот параметр иногда просто от того, насколько технически грамотно подошли инженеры к процессу проектирования авто "на бумаге". Так же можно смело рассмотреть старый б/у автомобиль, который уже значительно потерял в цене, но при этом сохранил свои звукоизоляционные свойства до наших дней. Среди таких примеров хочется отметить знаменитый представительский Mercedes S600 (w140), который долгое время считался эталонно тихим автомобилем.

Но выбирать машину для автозвука будут единицы, а так же люди нестеснённые в доходах, потому для большинства автолюбителей волей неволей придётся столкнуться со вторым вариантом и пытаться решить его проблемы повышенной шумности дополнительной звукоизоляцией. Да, процесс этот весьма трудоёмкий и времязатратный, но при ответственном и скурпулёзном подходе можно добиться вполне приемлимых результатов улучшения звукового комфорта в салоне своей машины, который будет полезен не только тогда, когда происходит установка автозвука в авто, но так же порадует автовладельца и в процессе повседневной более приятной эксплуатации.

Примерные критерии выбора автомобиля с прицелом на изначально хороший акустический комфорт

Чудес в жизни не бывает, а если и бывают, то происходят они досадно редко. Хорошая штатная звукоизоляция почти напрямую зависит от первоначальной стоимости автомобиля, ведь чем он дороже - тем больше производитель затратил средств на его изготовление, в том числе на звукоизоляцию и на инженерный ресурс. И хотя из этого правила бывают исключения (иногда дорогие авто оказываются неприлично шумными, иногда дешёвые приятно удивляют внезапно хорошей и добротной щвукоизоляцией), но случаются они всё-таки в порядке исключения.

Если Вы стоите перед нелёгким выбором своего будущего автомобиля, то нижеследующая информация поможет понять, как можно вычислить автомобиль с хорошими звуковыми задатками, если не опускать важность этого момента. Сначала мы рассмотрим автомобили по условным классам исходя из их стоимости, а после обратим внимание на те характерные особенности, которые могут сделать автомобиль тише или громче соответственно. Ну а уж на что смотреть или закрывать глаза - решать каждому для себя.

Условные классы авто и их зависимость с качественной звукоизоляцией:

  • бюджетный класс, самые дешёвые (стоимостью примерно до 1 млн. рублей за новое авто). Сюда попадают самые массовые и распространённые машины, такие как Kia, ВАЗы, Huindai, Daewoo, некоторые бюджетные европейские марки, все китайские и корейские и т.д. Я не хочу сказать, что эти автомобили априори плохие, вовсе нет, но в большинстве случаев в этом ценовом сегменте производитель экономит на всём подряд, в том числе и на качественной звукоизоляции таких агрегатов. установка автозвука в авто 9Поэтому в таких авто потребуется самый масштабный комплекс работ по звукоизоляции, наиболее трудоёмкий и дорогостоящий к тому же, т.к. помимо скупой обработки салона, такие авто часто спроектированы достаточно неграмотно и все возможные шумы беспрепятственно проходят в салон извне и очень хорошо прослушиваются, чем делают автомобиль излишне шумным.
  • средний класс, оптимальная цена (от 1 млн. рублей до 2-2.5 за новое авто). Тут ситуация с адекватной акустической обработкой начинает более менее выравниваться. Хотя машины в этом ценовом сегменте всё ещё могут быть достаточно "громкими", но это чаще всего является исключением из правил. К этому классу уже можно отнести более благородные и брендовые марки с хорошим именем и репутацией, такие как: Skoda, Volvo, Mitsubishi, Mazda и прочее. установка автозвука в авто 10Эти авто чаще всего представляют собой компромиссные решения по звуку: они изначально умеренно шумные и для них порой будет достаточно провести "точечную" локальную шумо-виброизоляцию, чтобы слегка улучшить характеристику акустического комфорта до вполне достойного уровня, чтобы он был пригодным в качестве отправной точки для задела под автозвук.
  • бизнесс/премиум класс, высокая цена (от 2.5-3 млн. рублей до бесконечности) Машины, относящиеся к премиум "комфорт" сегменту чаще всего не нуждаются в дополнительной звукоизоляционной обработке, т.к. производитель обычно закладывает весь необходимый комплекс мер на этапе проектирования и производства. Даже если в таком авто не будет большого количества звукопоглощающих и демпфирующих материалов, то повышенный акустический комфорт и тишина достигается за счёт продуманной геометрии кузова, что оказывает определяющее значение на конечное ощущение тишины в салоне машины. установка автозвука в авто 11Однако, как и всегда, даже в этом дорогостоящем сегменте бывают исключения - это либо машины, которые по предназначению не разрабатывались быть тихими (например, спорткары или суперкары), или же просто редкие неудачные экземпляры, которые стоят непомерно дорого и никак не оправдывают свою стоимость.

В любом случае, сказанное выше не является догмой или железным правилом, однако примерно работает на практике и вопрос ценообразования конечно же нельзя упускать из вида, если акустический комфорт будущего автомобиля стоит не на последнем месте. Поскольку просто так "из воздуха" ничего не бывает и немного глупо ожидать от бюджетного авто выдающихся характеристик и безупречного качества. Но и отчаиваться тут тоже не стоит, поскольку всё поправимо.

Помимо влияния стоимости, есть ещё один немаловажный момент, который нежелательно игнорировать - это формфактор автомобиля или его заточенность под определённый характер езды, что так же откладывает немалый отпечаток на картину предрасположенности к тихому или громкому характеру. Среди таких машин можно выделить следующие:

  • среднестатистические городские авто для повседневной езды. Самый распространённый вариант автомобиля и, к счастью, наиболее подходящий на роль тихого. Само предназначение такого аппарата располагает к установке бесшумных покрышек с невыраженным рисунком протектора, а маломощные двигатели в штатном режиме эксплуатации так же чаще всего будут достойными кандидатами на роль тихих и комфортных. установка автозвука в авто 12В таких авто предпочтительно максимальное упрощение конструкции и минимум вращающихся узлов, ведь чем их больше - тем больше источников шума. Поэтому в приоритете будут авто с передним приводом, которые за счёт отсутствия карданного вала к заднему мосту и тоннеля для него выиграют несколько децибел спокойствия.
  • скоростные/гоночные. Трудно сказать почему именно, но машины с изначально заниженной посадкой и нацеленные на выдающуюся динамику, манёвренность и скорость - чаще всего они достаточно громкие и малокомфортные изначально. Быть может это дань самой культуре, ведь люди с приоритетом скорости любят контролировать свою машину, делая это в том числе и на слух, ведь если двигатель "не поёт" на разгоне или же его плохо слышно, то машина теряет привлекательность. Что и говорить, если многие приверженцы этой странной гоночной культуры намеренно делают свои авто громче, устанавливая всякие прямоточные глушители и прочие абсурдные приспособления. установка автозвука в авто 13Пусть данная культура будет всецело на совести этих людей, ведь она понятна только им одним. А вот для хорошего аудио такая картина не годится и философия "громких" на разгоне гоночных машин уверенно остаётся за бортом. Если мы хотим слушать музыку, то наша машина должна быть как можно тише и не вторгаться в процесс своими резонансными призвуками. Поэтому для будущего обладателя "спорт/заряженной тачки" стоит приготовиться к целому ряду мер по звукоизоляции и устранении её фирменных акустических болячек.
  • паркетники и полноприводные. Этот класс авто так же акустически непривлекателен, поскольку конструктивно отличается более сложным исполнением с бОльшим количеством дополнительных (по сравнению со среднестатистическим авто) узлов, обеспечивающих повышенную проходимость. Само наличие полного привода (по сравнению с классическим) сулит повышенную вибрацию и новые источники шума: если в классике вращаются всего два вала, то в полном приводе их уже 4, а к ним добаляется ещё промежуточный коленвал, соединяющий привода вместе и передающий крутящий момент. Сами представьте, насколько потенциально более шумной становится такая машина, ведь сбалансировать всю эту конструкцию не так-то просто, а сложный характер возникающих от вращения деталей звуков лишь усугубляет ситуацию, заставляя кузов резонировать куда сильнее, перенимая на себя все эти звуковые волны. установка автозвука в авто 14К счастью, современные паркетники и даже полноприводные седаны могут быть вполне комфортными и достаточно тихими, несмотря на конструктивные усложнения, и они вполне поддаются корректировке при помощи хорошей звуко-виброизоляции. Но стоит учитывать, что автомобиль с полным приводом всегда потенциально более проблемный с точки зрения лишних шумов, нежели его собрат с классическим передним или задним приводом.
  • полноценные 4х4 джипы. Владельцам этих машин повезло меньше всего, и тут снова в дело вмешивается странная идеология и своеобразная культура, на поводу у которой идут скопом все приверженцы настоящих полноценных джипов. Неведомо откуда взявшееся мнение о том, что "владельцу джипа не нужен комфорт, эта машина совсем для других условий" пытается абсолютно наглым и нерадивым способом оправдать ленивых производителей автопрома, которые пользуются этим устоявшимся мнением и делают крайне дорогостоящие железки абсолютно лишенными комфортабельности, причём как со стороны желаемой тишины в салоне, так и со стороны удобства, эргономики, мягкости подвески и т.п. Самое обидное, что они могут всё это сделать без особых усилий, но не делают, т.к. настоящие джипы всегда находят своего покупателя, потому что люди привыкли мириться и закрывать глаза на эти недостатки, что в корне неправильно и даже недопустимо. Потому вдвойне не повезло человеку, который жаждет совместить увлечение автозвуком, и в тоже время предпочитает джип всем остальным вариантам.

    установка автозвука в авто 15Это крайне сложный и тернистый путь, он требует максимального вложения в доработку автомобиля по части устранения многочисленных посторонних шумов, резонансов, призвуков и т.п. А всё потому, что производители джипов (нормальных джипов) в подавляющем большинстве вообще не занимаются созданием комфортных условий в своём авто, якобы оперируя несостоятельным мнением, что "он там и не нужен да и труднодостижим". Получается автоматом, что приверженцы 4х4 культуры и не люди вовсе, а какие-то неприхотливые создания, которые словно терминаторы должны терпеть повышенный шум и прочие неудобства, если избрали такой автомобиль. Всё это конечно печально, но есть тут лучик надежды на хорошее, ведь джипы всё-таки возможно довести до ума и даже до более менее вменяемого состояния с точки зрения самой возможности начать строить в таком авто серьёзную аудиосистему. Только заморочиться придётся конкретно и основательно, приготовить внушительную сумму денег, а так же нечеловеческий запас сил и терпения. Проблема повышенной шумности джипов в общем-то понятна: из всех автомашин данная категория отличается наибольшим количеством узлов и различных передаточных элементов, каждый из которых конечно же является источником немалого шума и головной боли.

    В любом серьёзном джипе громкие несогласованные шумы излучают во все стороны следующие элементы: двигатель, мосты, карданы, привода, колёса/покрышки (звук чаще всего громче обычного, т.к. резина на джипах обычно "злая", с ярко-выраженным рисунком протектора), коробка переключения передач (кпп) и раздатка (ркпп), а так же ряд других вспомогательных конструктивных особенностей, призванных сделать машину проходимой. Согласовать всю эту разнородную "кашу" между собой малореально, тем более устранить те разные по характеру призвуки, которые источают эти элементы в отдельности. Общая звуковая картина совсем неутешительна и она обычно усугубляется пренебрежением производителя к использованию хорошей и качественной звукоизоляции, а так же дополняется огромным количеством неконтролируемых резонансов и вибраций по кузову. В итоге сделать из практически любого джипа достойную платформу для адекватного автозвука будет настоящим искусством и весьма трудной, но всё-таки реальной задачей, что пожалуй главное.

Размер автомобиля имеет значение

Наконец ещё одним немаловажным фактором, оказывающим серьёзное влияние на то, как впоследствии будет звучать Ваша аудиосисиема является размер 4-ёх колёсного "друга". Хотя данный критерий не будет чинить серьёзных препятствий для того, чтобы вытащить максимум качества или громкости из имеющихся компонентов, но при этом общий объём полезной площади внутри машины будет в конечном счёте формировать уникальную акустическую картину и отвечать за приукрашивание АЧХ на самых разных частотах. Наибольшее же влияние размер салона автомашины (в паре с внутренней отделкой) окажет на НЧ диапазон частот и басовую область звука, а ведь она наиболее востребована у многих энтузиастов звука. В чём же причина столь ярковыраженных ограничений размера внутреннего объёма "помещения" для воспроизведения звука и какая тут прослеживается зависимость? На самом деле всё довольно просто, если сильно не углубляться в научную физическую теорию и объяснять происходящее доступным языком.

Кто сталкивался с домашней акустикой или когда-либо посещал рок-концерты/открытые площадки, тот человек вероятно мог обратить внимание на весьма интересную особенность распространения звука в ограниченном пространстве, которая выглядит в реальности примерно так: чем помещение для прослушивания больше по размеру, тем интереснее, глубже и насыщеннее звучит в нём музыка; тем плотнее, собраннее, масштабнее и с эффектом обволакивания слушателя заполняет всё вокруг качественный, мягкий и чёткий бас, и в общем-то звуковая картина АЧХ выравнивается по всем частотам, становится сбалансированной и максимально ровной, приятной на слух, а стало быть более приближенной к оригинальной записи, что как раз и является вожделенной целью для многих ценителей hi-fi звучания. Данную особенность заметили люди ещё в древние времена, ведь уже тогда они активно и со знанием дела пользовались преимуществами акустики больших залов и амфитеатров. Причина такого поведения и зависимости звука от объёма помещения достаточно проста и кроется в области школьной программы физики. Больше всего объём влияет на низкочастотный спектр звука (НЧ или басс), а так же затрагивает нижнюю середину и часть среднего диапазона (СЧ). Суть данного явления заключена в понятии длины волны, которого я уже касался в ознакомительном материале про теорию звука.

установка автозвука в авто 18В зависимости от длины волны определённой частоты излучаемой динамиком, помещение/салон автомобиля будут напрямую влиять на то, как эта волна "поместится" в искомый объём и насколько сильно она исказится посредством переотражения при встрече с многочисленными предметами, находящимися в этом объёме. Но нас именно сейчас не сильно интересуют переотражения, зато интересует первый момент - насколько хорошо наша звуковая волна "влезает" в салон выбранного автомобиля. Как и в случае с залами, комнатами и прочими более привычными зонами для прослушивания музыкальных композиций, общий принцип останется неизменным и для автомобиля, а именно: чем больше по размеру салон, тем лучше и правильнее будет звук. Точнее, тем проще будет приблизиться в звучании к эталонному студийному/концертному варианту записи. Решающее значение определяет длина волны. Как мы помним из теории: звук разных частот обладает разными длинами волн. Звуки самых высоких частот наиболее короткие - могут достигать всего нескольких сантиметров; с понижением частоты длина волны сильно увеличивается, таким образом звуки уже на самых низких частотах могут достигать десятков метров.

Но что это означает на практике и при чём тут объём пространства для прослушивания? Зависимость практически прямая, осталось её только понять и усвоить. Возьмём крайние значения, для этого представим высокочастотный динамик "твитер", который будет излучать звуковую волну частотой 20 килогерц. Длина волны звука на этой частоте составляет 1.7 сантиметра, а это в свою очередь означает: что звук данной частоты за свой полный период (от пика до пика) "вылетел"/распространился в пространстве на 1.7 сантиметра. Всё бы ничего, но теперь мы возьмём сабвуфер (низкочастотный динамик) и воспроизведём уже низкую частоту, которая за тот же самый полный период (что и в первом примере) преодолеет уже расстояние 16.5 метров! Что это для нас означает как для слушателя музыки? Звуковая волна представляет собой чередование колебаний с зонами уплотнения или же разряжения, проще говоря - синусойду. Таким образом, короткий звук ВЧ волны из первого примера практически беспрепятственно добирается до уха слушателя (в случае правильной направленности), он не успевает много раз переотразиться и видоизмениться, но главным образом - за счёт своей незначительной длины он прекрасно помещается в салоне автомобиля с большим запасом (достаточно представить соотношение нескольких сантиметров длины с площадью любого салона автомобиля). Но с понижением частоты картина сильно меняется. Самая длинная сылшимая НЧ волна будет занимать внушительные 16.5 метров, что многократно превышает размеры салона и деться ей особо некуда (пространство у нас замкнуто). Зона подъёма (или пика) этой волны будет в крайней точке её длины, т.е. на 16.5 метрах от излучателя. Поскольку волна заперта в салоне, то она пытается уместиться в крошечном по её меркам объёме, "гуляя" в имеющемся пространстве и многократно переотражаясь от всех поверхностей.

И хоть сами переотражения заметно будут видоизменять форму такой волны, но проблема кроется в другом: из-за гигантской амплитуды волны точка пикового значения синуса, многократно сложившись, окажется где-то в произвольном месте салона, и совсем не факт что эта точка окажется в нужном нам месте прослушивания. В результате возможно возникновение существенных провалов на АЧХ в области низкочастотного диапазона, а так же возникновение областей стоячих волн, выраженных гулом и бубнением, сильным искажением этого диапазона. Соответственно, чем больше мы предоставим звуку полезного пространства, тем лучше и правильнее сможем разрулить капризный НЧ диапазон, добившись от него нужной отдачи вместе с высоким качеством и уровнем достоверности. Именно по вышеуказанной причине часто возникают проблемы с провалами в басовой области у близкорасположенных в двери фронтальных динамиков, которые берут на себя внушительную часть НЧ диапазона. Направленная низкочастотная волна, излучаемая ими, зачастую попадает в зону провала как раз на расстоянии ушей слушателя, особенно если динамики установлены с доворотом на слушателя. Решение в поиске хорошего плотного фронтального баса будет достаточно простым: принимая во внимание внушительную длину волны НЧ диапазона, нам нужно постараться разместить НЧ динамики как можно дальше от места прослушивания, чтобы дать возможность излучаемой волне "развернуться" в пространстве и настигнуть нас в области пиковых значений. Чем дальше от ушей будет расположен НЧ динамик, тем вероятнее мы услишим более мощный, громкий и отчётливый бас.

установка автозвука в авто 19Теперь вернёмся к проблеме размера салона автомобиля в качестве предполагаемого пространства для прослушивания. Основываясь на вышесказанном получается очевидный вывод: если мы хотим получить машину с хорошими акустическими и звуковыми задатками, то она должна быть как можно больше по размеру, а салон как можно просторнее. Понятно, что не всех это устраивает по ряду вполне логичных причин "против": например, автомобилем с большими габаритами заметно сложнее управлять в условиях загруженного мегаполиса. Да и просто не всем людям нужен с практической точки зрения авто с внушительными габаритами. Но фактор влияния размера стоит учитывать и, если Вы меломан и нацеливаетесь на подобие хорошего, качественного, объёмного звука, то не стоит рассматривать совсем крайние варианты малолитражек, а лучше поискать компромиссные варианты средних размеров. Просторный и вместительный салон - это не только значительное практическое преимущество полезного пространства, но так же и серьёзный "козырь" в теме воссоздания достоверного звука в авто.

Покупка б/у автомобиля с перспективой тишины и комфорта

Очень хорошим решением для приобретения заведомо акустически комфортного авто может стать покупка подержаной машины. Пусть у неё может быть много проблем и болячек уже по причине старости, изношенности и т.п., но зато люди уже успели обкатать эту конкретную модель и хорошо узнать её со всех сторон, в том числе и с точки зрения качества звукоизолированности в салоне. Информация об этом в открытом доступе и легко находится на просторах интернета, однако не стоит доверять чужим мнениям людей безоговорочно, лучше проверять всё самому и тщательно осматривать машину до покупки. Ведь для кого-то машина может показаться бесшумной, однако его критерии тишины могут быть сильно смещены в сторону в зависимости от личных эталонных значений приемлимого и недопустимого. Например, для большинства моих знакомых машина Mercedes 190 считалась очень тихой и вполне пригодной для реализации автозвука, тогда как я лично недоумевал и хорошо чувствовал, что она далека от идеала по этому критерию и требует серьёзной доработки.

Но в любом случае, на б/у рынке можно легко подобрать достаточно дешёвый вариант, в том числе и некогда автомобиля "premium" класса, который за долгие годы морального устаревания сильно потерял в цене и становится доступен широкому кругу автолюбителей, тогда как изначально заводские свойства заводской звукоизоляции обычно сохраняются в первоначальном виде, проходят сквозь года с минимальными потерями. Дополнительным плюсом старой машины будет и такой факт: много лет назад автопроизводители не экономили на материалах в процессе изготовления 4-ёх колёсного легкового транспорта, а значит и толщина металла часто была больше (что хорошо и для звука и для безопасности), и той же звукоизоляции клали больше и особо не скупились. Сейчас всё производство поголовно пошло по пути максимального удешевления с ориентиром на создание одноразового ширпотреба.

установка автозвука в авто 16Проверка б/у автомобиля важна ещё по одной причине: в процессе эксплуатации разными владельцами такие авто часто дорабатываются по каким-то неведомым критериям, им могут занижать подвеску, не менять масло и гробить двигатель и трансмиссию, в них могут устанавливать неродные глушители, проводить некачественный ремонт своими силами в гаражных условиях и т.п. Возможных последствий просто море, и сказываются они как на состоянии самой машины, так и на её изначальных характеристиках звукоизоляции, за которой мы гонимся. Поэтому во время осмотра подержанной машины крайне важно выявить все эти нерадивые доработки, чтобы заведомо обезопасить себя от приобретения откровенного хлама, не соответствующего нашим требованиям. А выявить всё это можно лишь тщательным и скурпулёзным осмотром автомобиля, притом порой бывает трудно понять все эти моменты, т.к. для этого желательно заранее знать особенности конкретной марки и представлять, где и что не соответствует оригиналу. Человеку, который впервые в жизни сталкивается с какой-то машиной это будет непосильной задачей, поэтому покупку б/у автомобиля всё же лучше отнести к разряду рискованной лотереи и отложить на крайний случай.

Так какой автомобиль мы выбираем в итоге?

Несмотря на всё сказанное, выбирать свою машину лучше всего "для души", не опираясь на мнение со стороны, т.е. важно следовать "зову своего сердца". Только в этом случае есть шанс купить именно такую машину, которая будет непременно радовать лично Вас и поднимать настроение, воодушевлять и мотивировать на новые свершения. Как бы ни был важен автозвук в перспективе, а машина, устраивающая в основных моментах - всё равно важнее. Но тут стоит сделать поправочку: выбирайте транспорт своей мечты, держа на фоне в сознании теоретическую пригодность агрегата для установки автозвука в перспективе. Ведь если Вы меломан по натуре (как и я, автор статьи), то сильное несоответствие желаемому и повышенный шум в салоне даже потрясающего во всём остальном автомобиля может заметно подпортить настроение и свести "на нет" почти весь восторг от казалось бы прекрасной 4-ёх колёсной "спутницы". установка автозвука в авто 17В этом смысле больше повезло тем людям, которые не сильно ограничены в денежных средствах - за счёт этого их выбор заметно расширяется и можно спокойно подобрать машину и с хорошими звукоизоляционными характеристиками, и с достаточно интересным стильным внешним обликом, и в общем-то отвечающую любым требованиям, желаниям и прихотям. Ведь счастье будет тогда, когда желаемое совпадёт с реальностью и воплотится в жизнь, а на пути построения своей автозвуковой системы мечты не будет никаких преград. Но хочется сказать всем людям, кому по тем или иным причинам не посчастливилось с покупкой комфортабельного и тихого автомобиля - "Не отчаивайтесь!". Да, Вам придётся гораздо сложнее и дольше идти тернистой тропинкой по направлению к воплощению мечты, но дорога эта будет вместе с тем более интересной и познавательной, она будет способствовать развитию и самосовершенствованию в рамках любимой темы, она сможет сделать увлечённого человека настоящим профессионалом своего дела!

Поделиться в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *